Ваш браузер устарел. Он имеет уязвимости и может не показывать все возможности на этом и других сайтах. Обновить браузер с Яндекса
закрыть
В боевых искусствах существуют три основных аспекта.
Во-первых, умение видеть и познавать самого себя.
Во-вторых, решимость, через преодоление глупости, слабости и всего ненужного.
И, наконец, искренность, чувствование, преданность, глубина души и понимание сердца.
Доктор Хацуми Масааки

Традиционное или народное ушу – это одновременно и искусство кулачного боя, и Путь Духовного Совершенствования. Это древнее искусство с его бесценным опытом, вобравшем в себя и даосские методы обретения бессмертия, и достижения китайской народной медицины, и приемы чаньского психотренинга, и прежде всего секреты техники боя монастырских и народных школ ушу, и есть тот неиссякаемый источник, из которого проистекают практически все восточные единоборства и системы оздоровления. Раскрыв в себе дремлющие созидательные силы, человек избавляется от агрессивности и движется в едином ритме с Миром, не натыкаясь на препятствия и не уповая на чью-либо помощь извне.

Традиционное ушу имеет многовековую историю. Исторически сложилось так, что большинство школ народного ушу в Китае носило закрытый клановый или фамильный уклад, и туда не принимали посторонних, а секреты держались в строжайшей тайне, что называется, "за семью печатями". Поэтому со смертью нескольких или даже одного из "хранителей секретов школы" эти самые секреты и традиции подчас безвозвратно терялись. Сложные переплетения корней традиционного ушу прочно связаны с китайской натурфилософией, ставшей плодотворной почвой, веками питавшей последователей боевых искусств. Лишь уходя корнями в нее, кулачные искусства из столетия в столетие пышно расцветали яркими красками с каждым поколением мастеров, принося новые плоды. Основная философская идея Пути воина заключалась в том, чтобы через обучение искусству поединка прийти к пониманию смысла жизни. На пути самосовершенствования боевые искусства рассматриваются как часть Великого пути – Дао. А воин, выполняя технические приемы, медитативные практики, или работая с жизненной энергией, учится жить в гармонии с окружающим его миром.

Наибольшего расцвета китайская военная мысль достигла в период троецарствия (220-280 гг.н.э). Параллельно с официальными боевыми отрядами стали возникать и чисто народные общества ушу, называемые "шэ". В них практиковали и кулачный бой, и стрельбу из лука, и фехтование на пиках и мечах, и ритуальные боевые танцы. Общества шэ выполняли сразу несколько функций: были организаторами деревенской самозащиты, обществами взаимопомощи, религиозными и духовными центрами, исполнявшими магические ритуалы и устанавливающие морально-этические принципы сообщества. В отличие от государственной армии, тренировки в народных Школах были, в первую очередь, связаны с народными праздниками и ритуалами. К XIII веку общества шэ постепенно замкнулись, превратившись во "дворы боевых искусств" (гуань), на базе которых стали формироваться классические школы ушу.

Центрами народного ушу часто становились постоялые дворы (вашэ). В них сооружались специальные площадки для демонстрации ушу, на которых проезжавшие мастера могли показать свое умение, сравнить собственное мастерство с умением местных знаменитостей боевого ремесла.
Вашэ были также центрами торговли, поэтому для привлечения публики, специально нанятые бойцы демонстрировали свое умение Кунг фу. В XIV-XV веках представления вашэ переросли в еще более грандиозные городские народные ритуалы -ухуэй ("сборища знатоков боевых искусств").
Именно в этих Школах началось формирование ранних стилей ушу. Стиль - это, в первую очередь, набор конкретных технических навыков, объединенных методами тренировки и способами передачи. Он базируется на ряде основополагающих принципов, которые являются внутренним стержнем всей техники. Каждый стиль имеет канонический набор приемов и комплексов - таолу, но формирование стиля -процесс очень долгий, так как для становления канона нужно длительное время.
К XII-XIV векам у ряда школ уже существовали систематизированные наборы приемов, парные комплексы (дуйлянь таолу), методики тренировки с оружием - копьем, мечами, шестами, крюками, серпами, трезубцами, ножами. Но еще не было фиксации канона в письменном виде, в форме трактата. Такой трактат излагал не столько технические приемы, сколько учение школы в основном, ее философские и нравственные принципы.
С течением времени, стали формироваться классические Школы народного ушу, которые в своей основе определялись наличием Патриархов, преемственностью поколений, философски–теоретическая базой, детально разработанными методиками обучения, практической ценностью техники и тактики ведения боя, а так же морально-этические принципами, закрепленные в виде традиций данной Школы.

Возрождение традиционного ушу, изучение методов физического и духовного воспитания, правильное понимание духа, формы и содержания ушу, адаптация его приемов и методов тренинга к современным условиям жизни дает возможность привнести много нового и ценного в решение проблемы всестороннего и гармоничного развития человеческой личности, позволяет использовать колоссальный потенциал ушу в подъеме физического, нравственного и культурного уровня народа. В связи с этим надо учитывать большую увлеченность молодежи восточными единоборствами - в целом, и ушу - в частности, что делает эту задачу еще более значимой, ставит ее в ранг задач общегосударственного масштаба.
В настоящее время, благодаря информационному общению между различными странами, ушу становится культурным достоянием всего человечества. Адаптируясь к реалиям времени и национальной культурной традиции той страны, где получает свое дальнейшее развитие, ушу, тем не менее, сохраняет свою утонченность и глубину в духовном воспитании, которое было ему исторически присуще, и за которым стоит не одно поколение мастеров.
И, тем не менее, УШУ - это "боевые искусства" по своему названию и по происхождению, и подменять ушу гимнастикой или спортивным состязанием значило бы убить сам дух ушу, лишить его внутреннего содержания и смысла, наконец, утратить важнейшие составляющие этой целостной системы знаний о человеке.
И сейчас в Китае известны сотни сильнейших в недавнем прошлом стилей, каждый из которых имеет свою собственную, порой весьма драматичную историю. Однако абсолютное большинство этих заявляющих о себе стилей и школ ушу утратило свое внутреннее содержание и трансформировалось в некое подобие гимнастики, лишенной воинского духа и наполненности боевыми приемами.
И хотя театрализованность, акцент на формальные комплексы (таолу), и, главным образом, на красоту движений в выполнении этих комплексов сыграли свою стимулирующую роль в развитии ушу, однако уход от боевой практики и превалирование чисто формальной стороны выполняемых упражнений всегда были тормозом на пути и мешали раскрыть практический потенциал приемов рукопашного боя. Рано или поздно такое ушу превращалось в то, что называется в Китае "тьма способов" ("ложный путь"), и не выдерживало испытания временем.
Военный деятель эпохи Мин генерал Ци Цзигуан (1528-1587) в своем трактате "Новая книга об эффективности" (Цзи сяо синь шу) неоднократно указывал, что различные вычурные стили ушу, не имеющие прикладного боевого значения, "не надо изучать", и выступал за жесткий, чисто прикладной вариант ушу.
Реальный бой всегда ставил точку в споре о том, какой стиль или школа сильнее, какой прием эффективнее, чей боец подготовлен лучше. Именно практика поединка являлась тем пробным камнем, на котором оттачивалось техническое и тактическое мастерство, умение мобилизовать в нужный момент все свои силы, преодолеть страх, стать над собственными эмоциями, т.е. управлять своим сознанием. В сравнении стилей и школ ушу главным всегда был и остается прикладной аспект, соответствие их реалиям поединка. Это отвечает и названию "боевые искусства", и самому их духу.