Ваш браузер устарел. Он имеет уязвимости и может не показывать все возможности на этом и других сайтах. Обновить браузер с Яндекса
закрыть

Дуйлянь

Дуйлянь – программированный бой.

ушу

Специфическим разделом ушу является обусловленный спарринг — дуйлянь.    
Практика дуйлянь присуща многим стилям и направлениям боевых искусств, как классическим, традиционным, так и современным, соревновательным.
Что же такое дуйлянь? Часто в литературе этот термин определяется как "учебный поединок". Такая трактовка перевода представляется неточной: содержание понятия "дуйлянь" наиболее адекватно отражает словосочетание "обусловленный спарринг". Практика дуйлянь выражается в том, что двое или более участников в четком соответствии с заранее разработанным планом имитируют поединок, включающий в себя, в зависимости от стиля и направления ушу, разнообразные технические действия (без оружия или с оружием).
Проведение обусловленных спаррингов в прошлом применялось в шаолиньском монастыре для подготовки монахов-бойцов, одним из наиболее древних считается "дуйлянь восьми шагов". Техника дуйлянь предполагает последовательный переход каждого из участников условного поединка от обороны к атаке и обратно, благодаря чему отрабатываются как приемы перехода к молниеносной контратаке из самых разных положений, так и действия в обороне при неожиданном нападении. В архивах шаолиньского монастыря есть ряд трактатов, разъясняющих способы совершенствования техники бросков, захватов и болевых приемов в процессе отработки обусловленного спарринга. Сегодня в большинстве стилей ушу применение дуйлянь в тренировочном процессе способствует качественному улучшению тактико-технической подготовки спортсменов и расширяет возможности прикладного применения ушу.
Длительная практика дуйлянь развивает способность бойца к самопрограммированию, благодаря чему становится возможным формирование индивидуального алгоритма действий, соответствующего той или иной экстремальной ситуации.
Техника дуйлянь требует от участников спарринга отличной физической и специальной технической подготовки: они должны полностью владеть базовой техникой стиля и виртуозно выполнять одиночные комплексы формальных упражнений.
Особенности различных видов дуйлянь определяются принадлежностью к современному (соревновательному) стилю или к традиционному направлению, количеством участников — от двух до шести человек и формой спарринга, который может быть без оружия, с оружием, или когда часть участников вооружена, а часть нет.
Несмотря на различные формы спарринга, к участникам дуйлянь предъявляются общие требования: заранее запланированные атакующие и защитные действия должны отличаться филигранной точностью, рисунок постановочного боя должен приближаться к реальному. На соревнованиях по дуйлянь максимально высокую оценку получают участники, выступление которых создает полную иллюзию настоящего боя, но при этом обеспечивается безопасность жизни и здоровья выступающих.

Спарринг без оружия 

ушу

Дуйлянь без оружия подразделяется на несколько видов. Основными формами являются дуйда-дуйлянь и циньна-дуйлянь.
В дуйда-дуйлянь участники используют все виды приемов: удары и защитные действия руками и ногами, броски, болевые приемы; пропорциональное применение тех или иных компонентов спарринга зависит лишь от стилевой принадлежности дуйлянь  В циньна-дуйлянь применяются преимущественно болевые приемы и контрприемы специфического раздела ушу — циньна. Каждый участник осуществляет непрерывный переход от атаки и захвата к обороне и освобождению от захвата с последующей контратакой, что позволяет не только выработать хорошие навыки реального боя, но также усовершенствовать технику и достичь гармоничности движений.
Существуют и специфические виды дуйлянь, прежде всего пайда-дуйлянь (дуйлянь "закаливания"), выпадающий из общего ряда обусловленных спаррингов. Его главное отличие — исключительно тренировочная направленность, так как данная форма никогда не представляется на соревнованиях.
Пайда-дуйлянь представляет собой парный комплекс специально сгруппированных закаливающих упражнений, в котором удары наносятся в полную силу по всему телу партнера, но не с целью его поражения, а для укрепления участков, подвергаемых ударным воздействиям (прежде всего предплечий и голеней), и снижения порога болевой чувствительности. Удары, опасные для жизненно важных центров организма, при этом исключаются.
Формы пайда-дуйлянь характерны для таких известных стилей традиционного ушу, как синьилюхэцюань, ланьшаньцюань, лоханьцюань и некоторые другие. Именно такого рода упражнения используют во время тренировок бойцы спецподразделений Народно-освободительной армии Китая, министерств общественной и государственной безопасности КНР, практикующие комплексные системы боевой подготовки. 

Соревновательный спарринг

ушу

В соревновательных формах дуйлянь в среднем длится около 40 секунд, его продолжительность может варьироваться в зависимости от стиля ушу, но редко превышает 60 секунд. Тренировочные формы дуйлянь вообще не регламентированы по времени, а количество движений колеблется от 3-8 (микродуй-лянь) до 100 движений, как в ряде шаолиньских стилей (продолжительность таких форм достигает нескольких минут). Микродуйлянь — это короткие связки последовательных атакующих и контратакующих действий, являющиеся, по сути, алгоритмом входа в прием и выхода из него. Они применяются в профессионально-прикладных видах ушу и включают в себя весь арсенал технических действий: удары ногами и руками и приемы защиты от них, броски, болевые и удушающие приемы, захваты и контрзахваты. Всего существует 108 боевых связок, которые, собственно, и получили название "микродуйлянь", из них базовыми являются 24 формы.
Усвоив определенное количество боевых связок, занимающийся способен самостоятельно составить и продемонстрировать собственные, оригинальные формы дуйлянь. Это развивает творческую инициативу человека, дает ему возможность в полной мере проявить индивидуальные качества, показать лучшие элементы из личного технического арсенала и, наконец, стимулирует интерес к дальнейшим занятиям.
В соревновательной практике дуйлянь может быть мужским, женским или смешанным. Последний вид в настоящее время почти не встречается из-за больших различий скоростно-силовых качеств мужчин и женщин. Однако в практике показательных выступлений или в групповых соревнованиях (цзитицюань) смешанный состав участников весьма распространен.
Существует концептуальное отличие соревновательных спаррингов от традиционных видов дуйлянь.

  • Главная задача состязательных парных форм — имитация боя, тогда как в традиционных стилях основная цель дуйлянь — закрепить в сознании бойца типовые элементы атаки и контратаки для формирования навыка ведения реального поединка.

Именно поэтому большинство видов обусловленных спаррингов в традиционных стилях являются классическими и неизменными, входят в состав определенных уроков и изучаются в контексте всей системы, не изолированно от других видов технических действий. В соревновательной же практике многие дуйлянь существуют как самосоставленные формы, ориентированные прежде всего на зрелищность и красоту движений, а не на боевую эффективность.  

ушу

Именно практика дуйлянь составляет основу специфического жанра современной киноиндустрии, специализирующегося на производстве фильмов о боевых искусствах, где даже существует особая профессия хореографа-постановщика боевых сцен. В обязанности таких специалистов входит составление парных форм спарринга, причем у зрителей не должно оставаться и тени сомнения в реальности происходящего на экране поединка.
Во многих современных версиях рукопашного боя соединение различных видов технических действий воедино происходит уже в начале тренировочного процесса при отсутствии единой базовой техники. Это приводит к тому, что теряются тщательность и детальность в отработке, как ударов, так и бросков. В результате на последующих этапах тренировки приходится исправлять технические недостатки, что сопряжено с определенными трудностями, так как изначально поставить базовую технику легче, чем корректировать выполнение приемов в дальнейшем. В профессионально-прикладных видах ушу тренировочная работа проводится по комплексным методикам и связана с целостным освоением всех технических действий.
Последовательное и раздельное совершенствование различных видов приемов, в основе которых лежат единые базовые принципы и их последующее поэтапное соединению, в конечном итоге, способствуют становлению у занимающихся комплексной техники рукопашного боя, предполагающей, в частности, владение приемами с использованием оружия и подручных средств.
В процессе обучения отдельному приему или двигательному действию в прикладных видах ушу можно выделить ряд относительно завершенных этапов, которым соответствует определенная степень формирования двигательного навыка. К этим этапам относятся: становление базовой техники, разучивание приемов и совершенствование технических действий.
С методической точки зрения в определенной степени обособленным выглядит первый этап, в ходе которого у обучающихся создается представление об элементах боевого искусства базовых стойках, перемещениях, ударах руками и ногами, толчках и т.д.
Этапы разучивания приемов и совершенствования технических действий представляют собой единый педагогический процесс, и их разделение достаточно условно. Между ними отсутствует резкая грань, однако практика показывает, что наибольшую часть времени в процессе обучения занимает последний этап, когда происходит закрепление обретенных навыков.