Ваш браузер устарел. Он имеет уязвимости и может не показывать все возможности на этом и других сайтах. Обновить браузер с Яндекса
закрыть

Чжан Саньфэн - человек, считающийся основателем многих стилей ушу

ушу

Происхождение многих стилей ушу связывают с именем полулегендарного китайского даоса Чжан Саньфэна, поэтому сегодня речь пойдет именно о нем. Этот человек был известен также под именами Чжан Цзюньпао и Чжан Тун, что переводится как «Чжан Познавший». Если верить легендам, иногда его еще называли Чжан Лата, что означает «Чжан Неопрятный». А сам мастер именовал себя «Потомком Небесных Наставников».

В некоторых источниках говорится, что родился он в 1274 году, т. е. как раз во время правления династии Сун. Но в других трудах фигурирует такая дата: 9 апреля 1247. Многие говорят о том, что достоверной информации о периоде жизни мастера не сохранилось. Некоторые ученые даже утверждают, что было два человека с таким именем, а жили они в разное время. Их имена различались по способу написания, но звучали абсолютно одинаково, поэтому и возникла путаница.

Принято считать, что Чжан Саньфэн был родом с горы Лунхушань, которую также называли «Горой Дракона и Тигра». Этот человек был высоким, выносливым, ловким и сильным. Еще говорят, что он отличался отменным чувством юмора. Некоторое время мастер был чиновником высокого ранга, но через определенный период ушел со службы, оставив родственникам все более или менее ценное имущество. После этого он стал путешествовать с двумя своими товарищами. Их образ жизни стал почти аскетическим. Долгое время они провели на горах Хуашань, но вскоре оба спутника Саньфэна скончались, а у самого мастера стали катастрофически заканчиваться сбережения. Ему было очень нелегко. Но ведь давно известно, что за черной полосой всегда следует белая. Так случилось и с Чжан Саньфэном.

Однажды он встретился с даосом, которого звали Хо Лун. Даос, ранее обучавшийся у Чэнь Туаня, показал Саньфэну методы самосовершенствования и укрепления здоровья. Считается, что эти методы были основами искусства тайцзицюань . Когда Чжан Саньфэну исполнилось 67 лет, он решил вернуться к самостоятельным странствиям. А в 70 отправился на гору Уданьшань, где и остался.Некоторые считают, что перед этим Чжан Саньфэн в горах Сычуань познакомился с бессмертными даосами. Потом многие хотели разыскать мастера, но никому, даже императору, это не удалось. 

Известность же Чжан Саньфэн приобрел благодаря многим факторам. Кстати, то, что он передавал свои знания о методах тайцзицюань , тоже сыграло в этом немаловажную роль. Но все же звание основателя тайцзицюань — далеко не единственная причина все возрастающего интереса к этой личности. Ведь также Чжан Саньфэн был славен и тем, что знал методы выплавления алхимического эликсира и основал даосскую подшколу Иньсян-пай. Переводится название этого учебного заведения как «Школа скрытых бессмертных». Хотя ее называли иногда и «Саньфэн-пай», т. е. по имени основателя. Также считается, что Чжан Саньфэн смог достичь бессмертия.

Что примечательно, у Чжан Саньфэна были все шансы сделать отличную карьеру и обеспечить себе высокие и регулярные доходы. Но мастера совершенно не интересовало ни богатство, ни престиж или высокие должности. А эти качества являются составляющими китайского понятия «цингао», название которого в переводе звучит как «чистота и возвышенность». Кстати, подобным поведением славился еще отец Чжан Саньфэна.

ушу

О Чжан Саньфэне сохранилось довольно много легенд. Сложно сказать, какие из них имеют под собой реальные основания, а какие являются результатом постоянных пересказов, дополнений и путаницы с датами, но тем не менее все они достаточно интересны. Одна из историй рассказывает о том, что у мастера было пять самых любимых занятий, и все они были связаны с темным временем суток. Ночами Чжан Саньфэну нравилось медитировать, танцевать с саблей при лунном свете, ходить по горам и выполнять тайцзицюань . А особо дождливые ночи мастер предпочитал проводить за чтением классической литературы. Интересная информация, не так ли? Также рассказывают, что в одну из суровых зим Чжан Саньфэн захотел полюбоваться пейзажем и вышел на улицу. Он пошел по снегу, но за ним не осталось ни единого следа. А такое умение уже тогда считалось показателем очень высокого уровня мастерства.

Однажды ночью буря с дождем неожиданно обрушилась на гору. Сломалось много деревьев, а один огромный камень весом в тонну покатился вниз по склону, прямо на храм, но по пути наткнулся на другой большой камень Падение было приостановлено, но это было очень шаткое равновесие, к тому же буря продолжала бушевать. Узнав об этом, Чжан, любивший карабкаться ночью на скалы, взобрался на верхушку нижнего камня, поднял верхний и сбросил его в ручей. Его сила была просто потрясающей…

Чжан Саньфэн обожал обезьян и журавлей, и они постоянно окружали его на горе Удан. Когда он на несколько месяцев отказывался от употребления злаков, одна из обезьян ходила в лес и рвала дикие плоды для хозяина. Журавль был у него вроде телохранителя, уничтожая в округе всех змей. Если же появлялся питон, то журавль сообщал об этом Чжан Саньфэну, и тот убивал питона голыми руками. Когда питон поднимал голову и бросался, Чжан быстро уворачивался, концентрировал свою внутреннюю силу, задерживал дыхание и, выполняя захват «Мустанг трясет гривой», хватал змеиную шею одной рукой, а тело — другой. Затем Чжан поворачивал корпус, и его сила талии и ног растягивала питона. Растянув змею, Чжан бросал ее наземь, и она разлеталась на несколько окровавленных кусков. Поэтому для питона, почувствовавшего на себе взгляд Чжана, лучшим выходом было скрыться подальше. Еще рассказывают, что Чжан любил убивать тигров голыми руками при помощи приема «Выстрелить в тигра из арбалета». Когда тигр бросался на мастера, он делал шаг вперед и поворачивал туловище немного вправо и, таким образом, мишень тигра сдвигалась. Оставалось схватить прыгнувшего зверя за задние лапы и разорвать его надвое 

Чжан воспитал очень большую обезьяну, которая была так умна, что даже постепенно, наблюдая за тренировками хозяина, переняла у него Тай Цзи. Чжан назвал эту обезьяну Сюэ Див, что означает «учись непоколебимости», потому что природа обезьяны — неустойчивость, а Чжан хотел придать своему питомцу качество стабильности. Сюэ Дин помогал ему во многих делах. Но рассказывают также, что обезьяна помогала мастеру только собирать хворост (другой помощи ему никогда не требовалось,). Чжан заготавливал хворост без топора. Зайдя в лес, он вытягивал руки в позе «Косая летящая позиция» и, слегка раздвигая ладони вправо и влево, ломал несколько веток. Сюэ Дин тогда поднимал их с земли и нес домой. 

Монгольская императорская семья из династии Юань однажды охотился около горе Удан, когда Чжан собирал там целебные травы. Он знал, что монголы — отличные стрелки из лука, но не любил их помпезности. Увидев Чжана, стоявшего и смотревшего на них, монголы приказали ему уйти прочь. Это рассердило Чжана, но он только сказал монгольскому принцу с легкой усмешкой: «Ваше высочество охотится с луком и стрелами, а я — с голыми руками». В этот момент пара ястребов пролетела над ними. Чжан подпрыгнул на несколько футов и поймал их. Он упал на землю, как падает лист, без малейшего шума. Принц был изумлен. Чжан посадил по птице на каждую ладонь. Как ястребы ни старались, они не смогли взлететь. Чжан сказал: «Я милостив к живым существам и не хочу обижать птиц» Он убрал ладони, и ястребы взмыли в небо Один из спутников принца разозлился и выстрелил в Чжана из лука. Мастер поймал стрелу зубами, взял ее двумя пальцами и бросил в дерево «Мне не нужны орудия насилия», — сказал он. Достигнув дерева, стрела глубоко вонзилась в него.

Любопытных историй о Чжан Саньфэне действительно много, и на их пересказ можно потратить не один час. Но тем, кто действительно интересуется историей ушу не помешает все таки ознакомиться с этими легендами. Ведь они в полной мере показывают, каким должен быть настоящий мастер и чего можно добиться, если старательно тренировать не только тело, но и дух.