Вин чунь
ВИН ЧУН - ПРЕКРАСНАЯ ВЕСНА.
Тропа жизни - длинна.
Тропа жизни имеет много широких дорог.
Тропа жизни имеет добро.
Тропа жизни имеет зло.
Тропа жизни имеет много встреч.
Одни - хорошие, другие - плохие.
Одни - правильные, другие - неправильные.
Одни - безопасные, другие - опасные.
Одни - богатые, другие - бедные.
Куда бы ни вела тропа, всегда будет конец в том же самом месте.
В конце пути определится Ваша точка зрения на жизнь.
Ваша жизнь является Вашим существованием и Вашим выбором.
Тропа жизни ведет к счастью.
Тропа жизни руководит Вами.
Фактически своей всемирной известностью система Винч Чун обязана скончавшемуся в 1973 году мастеру боевых искусств Ли Джан Фану, более известному как легендарный Брюс Ли, который изучал Вин Чун в отрочестве под руководством китайского мастера Йип Мена, когда жил в Гонк-Конге.
Наиболее популярны две легенды о создании стиля Вин Чун.Согласно одной из них этот стиль был создан монахами в монастыре Вин Чун. Согласно другой легенде стиль Вин Чун был создан женщиной, которую звали Йим Вин Чун, около 300 лет назад, которая считается одной из наиболее интригующих бойцов в долгой истории кунг фу, а история создания стиля является в высшей степени самой красочной историей.
Предлагаемая читателю легенда создания Вин Чун кунг-фу, написана на основе анализа зарубежных источников. Описанные уже множество раз, поджег и разрушение монастыря Шаолинь считаются точкой отсчета в истории многих стилей кунг-фу, в том числе и стиля Вин чун. Инициаторами этой акции явились старшие офицеры маньчжурской армии Чан Мен Ю, Вонг Чун Май и Чунг кинг Чоу, которым помог монах-предатель Ма Нинг И, поджегший монастырь изнутри в отместку за свое изгнание из монастыря.
Учитель монахиня Нг Мэй и монахи Чи Сан (Джи Шим Шин), Пак Мэй, Миу Хин, мастер Фунг То Фак, а также ученики Хунг Хэй Кун, Фонг Сай Юк и Лук Ах Чой. Чи Сан начал бороться против маньчжурских властей вместе со своими учениками Хунг Хэй Кун, Тунг Чин Кун и Чи Ах Фук. Правительственные войска искали их и хотели уничтожить. Чи Сан приказал своим ученикам скрыться, а сам, чтобы не быть схваченным, изменил внешность и устроился работать поваром в "Красной джонке".
Миу Хин и его дочь Ми Чуй Фа некоторое время скрывались в племенах и кланах Миао и Йао между провинциями Жечван и Юннань, а затем путешествовали по всей стране. Нг Мэй была наиболее терпимой к маньчжурским захватчикам, возможно из-за своего преклонного возраста. Хотя в некоторых случаях и она вынуждена была использовать свое мастерство для поддержания мира. Она также скрывалась в различных районах Китая пока окончательно не поселилась в "Храме Белого Журавля", расположенного на горе Тай Лунь (Чай Ха). Эта гора была едва заселена и находилась на границе провинций Жечван и Юннань. Там она не испытывала беспокойства и, поэтому посвятила себя медитативной практике Чан и практике кунг-фу, которое она изучала в монастыре Шаолинь. Нг Мэй не переставала думать о своих братьях-монахах, разлученных маньчжурами. Она также не забывала и о монахах-предателях, которые хотели убить ее. Проблема была в том, что они тоже владели боевым искусством Шаолиня и были моложе и сильнее. Наступил такой момент, когда постоянные мысли о предателях превратились для Нг Мэй в пытку, т.к. она знала, что с каждым днем становилась все слабее и рано или поздно ее найдут. Спецслужбы и в те времена работали исправно. Что ей оставалось делать? Она решила создать новый стиль кунг-фу, с которым можно было бы противостоять молодым монахам и их боевому искусству. Но какой стиль создать и как?
Ответ на этот вопросы нашелся сам собой.
Однажды Нг Мэй стала свидетельницей схватки между маленьким лисом и большим журавлем. Лис бегал вокруг журавля, выжидая возможность сделать решающий бросок. Журавль, оставаясь в центре круга, все время поворачивался грудью к противнику (ни на секунду не подставляя спину). Каждый раз, когда лис приближался к журавлю, чтобы схватить его, птица отбивала атаки большими крыльями и одновременно контратаковала его клювом. А лис уворачивался от ударов клювом, отпрыгивая в сторону, и опять пытался схватить журавля. Иногда лис, уворачиваясь от клюва журавля, одновременно пытался лапой ударить журавля по голове. Так журавль защищался крыльями, т.е. он знал, какое у него есть оружие защиты и также знал, что клюв это наиболее грозное оружие, чтобы одолеть врага. Но и лис также прекрасно знал чего ему надо опасаться, и какое оружие есть у него: ловкость, гибкость, подвижность, лапы и зубы. Сразу было видно, что он не первый раз нападал на журавлей. Лис постоянно менял свою тактику, чтобы захватить журавля врасплох, но силы и мастерство обоих было равны и, поэтому борьба все продолжалась. Для Нг Мэй было неважно кто победит. Она многое усвоила из этой схватки. Нг Мэй получила идею, на базе которой она начала создание новой системы борьбы. Монахиня не стала называть создаваемый стиль "стилем лиса" или "стилем журавля". Ее заинтересовали не только движения этих зверюшек. Она обнаружила аналогию между действиями лап лисы и крыльев журавля, и движениями рук человека. В отличие от системы Шаолиня, Нг Мэй в своем новом стиле сделала упор на простоту движений и на их эффективность применения (именно эти принципы лежат в основе Карате Шотокан, поэтому можно предположить, что древние окинавцы – прародители Шотокана - учились в т.ч. и у китайских мастеров Вин Чун, создавая свой вид борьбы - карате).
Большое количество формальных упражнений – Тао (в карате – Ката) в боевом искусстве Шаолиня Нг Мэй заменила более простыми базовыми движениями, которые после нескольких изменений и усовершенствований были включены в три Тао без оружия и Тао совер-шенствования техники с помощью Деревянного Манекена (Мок-янг-чонг).
Кроме того. Стиль Нг Мэй отличался от шаолиньской системы отсутствием изящных и демонстративных движений, выполнявшихся лишь ради развлечений или забавы; движения Нг Мэй не были эффектными, т.к. были предназначены для реального боя. Названия движений также были изменены. Вместо названий типа "Танец дракона и феникса", "Посох даосского мастера", или "Лев, выходящий из пещеры", она дала им более простые названия, описывающие траекторию и направление движения. Например, если рука поднимается вверх (например, чтобы поставить блок), то техника называется: "Рука, поднимающаяся вверх.
Помимо вышеупомянутых различий между стилем кунг-фу Нг Мэй и шаолиньским стилем произошла трансформация и фундаментальных принципов, подразумевающих стойки и использования силы. На первом этапе обучения в монастыре Шаолинь упор делался на развитие силы. Так ученик должен был три года применять только низкие стойки, для укрепления мышц ног, прежде чем его допускали к изучению техники рук и. тем более, самого стиля кунг-фу. Нг Мэй пошла от обратного, поставив во главу угла принцип: победить противника без применения силы, используя только технику и маневр. Сила, конечно, была нужна тоже, но секрет заключался в умении проявить ловкость и изобретательность. При этом должна применяться техника подвижных рук, гибкость работы корпусом, легкие и быстрые перемещения. Технике же искусства Шаолиня, наоборот, обеспечивалась жесткостью работы предплечьями, широкими и низкими стойками, мощными перемещениями. Таким образом, основными отличиями от шаолиньского кун-фу с прямыми и мощными ударами и блоками руками в сочетании с широкими стойками явились гибкость и быстрота перемещений, которые могли сделать технику боя Шаолиня неэффективной. Главным нововведением в системе Нг Мэй явилась замена стойки "чим-ву-мах" (передняя нога согнута, а задняя – вытянута) на обратную, т.е. "стрела впереди, а лук сзади". Такая стойка позволяла атаковать передней ногой колено передней ноги противника, если он находился в стойке "чим-ву-мах" и, кроме того, быстро убрать ногу, если противник попытается нанести по ней удар.
Девочка по имени Йим Вин Чун родилась в провинции Кантон. После смерти матери она жила с отцом, которого звали Йим Сан Соук. Он также изучал боевое искусство шаолиня и другую технику боя, что помогало ему достойно выходить из сложных жизненных ситуаций.
Однажды у него возникли проблемы с властями и, чтобы избежать ареста он ушел вместе с дочерью из города, где они жили, и поселился у подножия горы Тай Лунь. Там он стал работать в лавке, в которой продавалась фасоль.
Между тем Йим Вин Чун выросла и стала красивой девушкой. Но вскоре из-за своей красоты она столкнулась с проблемами.
В этой местности жил юноша по имени Вонг, который был известен своими дурными поступками. Поскольку Вонг был весьма силен и умел драться, а местная власть была довольно слабой, никто не мог его унять.
Вонг влюбился в Йим Вин Чун и сказал ей, что хочет ней жениться, пригрозив, что в случае отказа он изнасилует ее. Т.к. Йим Сан Соук был уже стар, они оба, отец и дочь, стали бояться того, что может случиться.
Именно в этой местности находился "Храм белого журавля", в котором жила Нг Мэй. Она обычно спускалась к подножию горы, чтобы купить себе продуктов и однажды Нг Мэй встретила здесь бывшего ученика из шаолинской секты Йим Сан Соука. Всякий раз, проходя мимо лавки консервов, Нг Мэй покупала там фасоль и со временем подружилась с Йим Сан Соуком и его дочерью. Однажды Нг Мэй заметила, что у них что-то случилось и попросила их рассказать об этом. Отец и дочь поделились с ней своими проблемами, чем вызвали справедливый гнев монахини и она пообещала помочь им. Нг Мэй сказала, что сама она не будет вступать в поединок с Вонгом, поскольку таким способом показала бы, что ничем не отличается от маньчжурцев, а лучше заберет девушку с собой в храм и там обучит ее своему кунг-фу. Т.к, Йим Вин Чун уже была знакома с китайским боксом, поскольку отец тренировал ее в традиционном шаолинском стиле кунг-фу, но она захотела начать обучение у высоко уважаемой НГ Мэй. И после наблюдения искусства и решительности Винг Чун, Нг Мэй согласилась обучать ее системе кунг-фу, которую она тайно придумала. Однако новая система не имела названия, т.к. Нг Мэй рассматривала ее продолжением своего предыдущего обучения. Поскольку она уже неплохо владела кунг-фу, то вскоре, под руководством своей наставницы и благодаря своим способностям она достигла больших успехов. После трех лет обучения Йим Вин Чун отправилась обратно в поселок вместе с отцом. А Йим Вин Чун в результате систематических и упорных занятий кунг-фу, стала еще красивее и стройнее и естественно более привлекательной. Там ее сразу заметил хулиган Вонг и напомнил о своей угрозе. В ответ Йим Вин Чун вызвала Вонга на поединок, чем очень развеселила его. Он подумал, что таким образом убьет сразу двух зайцев: выиграет поединок и завладеет девушкой. Однако Йим Вин Чун применила незнакомую Вонгу технику и тактику, которой ее обучила Нг Мэй, и оставила задиру лежать на земле к неописуемому восторгу зрителей. После этого Йим Вин Чун вернулась в храм практиковать новый стиль со своей наставницей. Нг Мэй, уже устав жить там, решила вновь отправиться странствовать по Китаю. Но прежде она взяла с Йим Вин Чун обещание соблюдать заповеди Шаолиня и быть осторожной в выборе последователя переданного ей стиля кунг-фу дабы избежать того, чтобы это боевое искусство попало в руки недостойного человека. Йим Винг Чун, изучая кунг-фу от Нг Мэй, увидела, что система была все-таки слишком сложна и помещала слишком много акцента на силовую технику и прочные лошадиные стойки. Зная, что не сможет развить достаточно силы, чтобы противопоставить большему, более мощному противнику, она захотела разработать стиль, который бы лучше соответствовал ее телосложению. 0на искала способы для упрощения сложной системы и создания более простого, менее сложного, но более эффективного средства для самозащиты. После годов поисков, она приняла решение создать свой собственный стиль. В результате ее труда было создано боевое искусство известное сегодня как Винг Чун или Прекрасная Весна. Это была жестокая эффективная боевая система, которая придает особое значение экономичным движениям и угловым атакам. Система Винг Чун была в то время совершенно новым, методом ближнего боя. Вдвое быстрее любой другой системы, важнейшей чертой которой была экономия движений, непосредственность движений, уникальный тип прямого удара кулаком.
Лунь-Бак-Чау, также уроженец Кантона, был молодой, беззаботный человек. Актер по профессии. Он путешествовал из города в город, давая спектакли из китайской оперы и однажды встретил продавца фасолевых лепешек, предназначенного судьбой изменить его жизнь. Продавец фасолевых лепешек, Йим-Сан-Соук, был известной фигурой в городе Га-Сан. Он продавал фасолевые лепешки, чтобы содержать себя и свою прелестную дочь. Лунь-Бак-Чау произвел такое благосклонное впечатление на торговца, когда они встретились, что был незамедлительно приглашен в семью торговца. Манеры и хороший характер впечатлили и восхитили старого человека.
В семье Йим-Сан-Соук, Лунь-Бак-Чау был представлен талантливой и прелестной дочери торговца - Йим Вин Чун. Оба ощутили любовь мгновенно и были позднее соединены воедино. Йим Вин Чун вышла замуж за Лунь Бак Чау. Она решила, что будет правильным и логичным передать своему мужу те знания, которым обладала. Ее муж уже знал искусство кунг-фу и ему нравилось практиковаться в нем в свободное время. Йим Вин Чун нравилось делиться с мужем своим мнением относительно искусства кунг-фу, но муж, считая, что он и сам хорошо знает это искусство и, что его жена всего лишь слабая женщина, не особенно обращал внимание на ее слова. Тогда Йим Вин Чун предложила ему вместе практиковать кунг-фу и всякий раз он оказывался побежденным. Он считал это случайностью. Однако эти "случайности" повторялись раз за разом, и Лунь Бак Чау наконец понял, что его жена не была просто слабой женщиной, а являлась мастером кун-фу. После такого понимания, он решил перенять у жены ее кунг-фу и в честь жены назвал новый стиль кунг-фу – "Вин Чун Куан" (Кулак Прекрасной Весны). Впоследствии Лунь Бак Чау передал свое искусство Лунь Лан Кваю, специалисту в области лекарственных трав и остеологии, который никогда не упоминал о том, что знает кунг-фу. Его родственники и друзья ничего не знали об этом до тех пор, пока однажды не стали свидетелями того, как он помог одному человеку, на которого напали сразу несколько хулиганов. Так его тайна была раскрыта. Как бы то ни было, он всегда избегал демонстрировать свои способности и не передавал свои знания никому. Лунь Лан Квай оставался верен заповеди своих предшественников; "не демонстрировать окружающим искусство Вин Чун".
Но все же, в конце концов, Лунь Лан Квай нашел достойного преемника стиля Вин Чун. Это был Вонг Вах Бо. Он работал актером в оперной труппе и по сюжету играл героя. В те времена оперных актеров называли последователями "Красной Джонки". Последователи или члены "Красной Джонки" в большинстве своем владели каким-либо боевым искусством. Во время своих представлений они надевали на голову тяжелую маску, чтобы их не могли узнать. Это было очень удобно для людей скрывающихся от властей и зарабатывающих себе на жизнь честным способом. По этой причине многие монахи из Шаолиня, преследуемые маньчжурами работали в опере и таким образом на людях скрывали свои лица. Так поступил и мастер Чи Сан, устроившийся поваром в оперную труппу.
Через некоторое время Чи Сан признался своим товарищам, которым доверял, кто он есть на самом деле. Он открылся людям, которые не раз помогали ему, потому что были справедливыми, верными и честными, потому что все они как могли боролись с маньчжурскими оккупантами. Они организовывали тайные общества, совершали нападения на своих врагов. Другими словами вели подрывную деятельность и партизанскую войну. Чи Сан стал их героем. Знаменитый мастер обучал своих соратников боевому искусству Шаолиня, подготавливая их к борьбе с маньчжурскими солдатами. Таким образом, шаолиньское искусство не было "семейной школой", а имело стройную методику обучения, которая позволяла обучать большие массы учеников. Среди многочисленных учеников Чи Сана был человек, которого звали Лунь И Тай. Он работал на "Красной Джонке" матросом, а именно, отталкивал шестом джонку от берега и, кроме того, измерял им глубину. Чи Сан обучал также искусству владению шестом - длинной палкой, которое называлось "Лук-дим-бун-куан" и Лунь И Тай восхищался великолепным обращением Чи Сана с эти оружием и мастер передал ему свой опыт владения шестом. Вонг Вах Бо, ученик Лунь Лан Квая, работал, как нам уже известно актером в той же самой труппе, в которой Лунь И Тай в качестве матроса управлял лодкой своим шестом. Вонг Вах Бо удивился тому, как Лунь И Тай отлично владеет техникой боя с шестом, а тот в свою очередь, поразился превосходному знанию Вонг Вах Бо стиля Вин Чун. Оба, решив, что у них есть чему поучиться друг у друга, стали практиковаться в этих искусствах вместе. В результате Лунь И Тай стал членом клана Вин Чун, а эта система вобрала в себя технику ведения боя с шестом, в дополнение к уже существовавшей "Технике владения ножом – бабочкой с 8 лезвиями". Однако они не ограничились просто обменом своими знаниями т.к. понимали, что сами могли развивать искусства, которыми владели, исходя из того, что уже знали. Например, они выяснили, что можно усовершенствовать технику обращения с шестом, добавив туда некоторые элементы из Вин Чун. Впоследствии Вонг Вах Бо и Лунь И Тай создали технику "чи-сао" или "липкие руки, и соединили "липкую технику" с техникой владения шестом. В результате была создана техника "липкого шеста" или "Чи-куан", которая увеличила способность манипулирования шестом; было сокращено расстояние между руками, держащими шест, а способ перемещений при работе с эти оружием был заменен на технику перемещений Вин Чун. Как и в случае с техникой владения ножом – бабочкой (основанной на движениях рук в Вин Чун), обращение с шестом также приобрело черты работы пустыми руками. У Лунь-И-Тая был брат - владелец мясной лавки. Как мастер кунг-фу он занялся обеспечением безопасности. А соседом брата был Лунь Джан, известный врач. Этот человек, из весьма достойной семьи, являлся владельцем аптеки лекарственных трав и был хорошо образованным человеком. Его дело процветало, и пациенты были очень довольны его деятельностью. Аптека находилась на "улице палочек". Свободное время Лунь Джан предпочитал уделять литературе и занятиям кунг-фу. Но ему не очень нравились стили, в которых упор делался на физическую силу. Он хотел изучить какую-нибудь систему, эффективную своей технической стороной, наподобие той, которой его обучал его дядя Лунь Бак Чау – муж Йим Вин Чун. И вот однажды он познакомился с Лунь И Таем, который познакомил, а потом и обучил его стилю Вин Чун. Таким образом мечта хорошего человека сбылась. .
Оба соседа узнали друг друга хорошо и однажды осознали, что они оба знали одинаковый стиль кунг-фу, но от разных источников. По словам Лунь-И-Тая, когда он был довольно молод и работал на увеселительной лодке, он встретил одного из уцелевших из шаолинского монастыря, Чи Сана, который был мастером в шаолиньской системе. После того как Чи Сан хорошо узнал Лунь-И-Тая он решил обучить его стилю кунг-фу названному Винг Чун, который был первоначально назван по имени храма, в котором он скрывался после спасения из сгоревшего Шаолиня. По словам Лунь-И-Тая, Чи Сан развил вариант боя дополняющий его первоначальную шаолиньскую систему. К старости Лунь И Тай полностью передал свое искусство Лунь Джану. Со временем Лунь Джан стал великим мастером, его даже именовали "королем Вин Чун кунг-фу". Из-за этого Лунь Джану пришлось выдержать много поединков, т.к. многие бойцы бросали ему вызов, но это пошло на пользу Вин Чун. В ходе многочисленных боев Лунь Джан смог выявить сильные и слабые стороны Вин Чун. Как и его предшественники, Лунь Джан не воспринимал систему Вин Чун как средство для зарабатывания денег т.к. у него был другой источник дохода, обеспечивающий ему безбедную жизнь. Он воспитал несколько учеников, в числе которых были и его сыновья Лунь Чун и Лунь Бик. Лунь Джан начинал занятия после закрытия аптеки. Среди его учеников был один способный юноша по прозвищу "Вах – деревянный человек". Это прозвище он получил, потому что его руки были сильными и твердыми как дерево. Часто во время тренировок он ломал руки деревянному манекену. (Мок-янг-чонг).
Рядом с аптекой Лунь Джана находилась лавка по обмену денег. Ее владельцем был Чан Вах Сун, имевший прозвище "Вах – денежный меняло". Этот человек горел желанием изучить кунг-фу. Т.к. он знал, что Лунь Джан был прекрасным специалистом стиля Вин Чун, то ему хотелось попросить мастера принять его себе в ученики (в то время человек не мог изучать кунг-фу лишь за определенную плату. Однако Чан Вах Сун никак не мог решиться на это, поскольку Лунь Джан являлся весьма почтенным человеком и Вах глубоко сомневался, что мастер станет его обучать. Поэтому. когда Чан Вах Сун заканчивал работать, он на цыпочках пробирался к аптеке Лунь Джана и через щель в двери наблюдал за тем, как тот обучает кун-фу своих учеников. Лунь Джан был для него идолом и с каждым днем Чан Вах Сун восхищался им все больше. Однажды Чан Вах Сун все же решился обратиться к Лунь Джану со своей просьбой. Однако мастер, как и ожидал Вах отказал ему, хотя и весьма деликатно. Это разочаровало Чан Вах Суна, но не заставило потерять надежду.
Как-то раз, когда мастер Лунь Джан отсутствовал, "Вах – деревянный человек" привел в аптеку своего знакомого, очень сильного человека. Сын Лунь Джана – Лунь Чун узнал, что этот человек (а это был Чан Вах Сун) изучал стиль Вин Чун через щель в двери. Рассерженный Лунь Чун сказал ему, что если он изучал кунг-фу таким образом, то сможет попрактиковаться с ним. Лунь Чун решил продемонстрировать против Чан Вах Суна технику "липких рук" в весьма жесткой форме. Однако тот быстро заметил, что техника, которую применил Лунь Чуен, была на самом деле не такой жесткой, как казалось и, не рассчитав, Чан Вах Сун нанес Лунь Чуну удар ладонью, от которого тот упал на кресло мастера Лунь Джана, да так неудачно, что сломал у него одну ножку. Думая, что теперь Лунь Джан накажет их за это, молодые люди решили скрыть результат своего поединка. Когда Лунь Джан вернулся домой и захотел отдохнуть на своем любимом кресле, то оно естественно перевернулось, а мастер грохнулся на пол. Он был очень удивлен. Лунь Джан решил выяснить, что здесь произошло в его отсутствие и почему кресло оказалось сломанным. Тогда старший сын рассказал ему все в подробностях. Выслушав рассказ, Лунь Джан спросил "Ваха – деревянного человека", каким образом Чан Вах Сун мог изучить Вин Чун. И Вах объяснил, что кое-чему он сам научил его, а все остальное тот сам усваивал через дверную щель. Лунь Джан попросил Ваха найти своего друга Чан Вах Суна. "Вах – деревянный человек", вспомнил, что обучать кунг-фу кого бы то ни было, без разрешения учителя было запрещено, поэтому, думая, что их могут наказать за такое нарушение, он посоветовал своему другу скрыться в своем родном городе. Когда Вах вернулся один, Лунь Джан был очень удивлен, почему с ним нет Чан Вах Суна. В конце концов Лунь Джан догадался, что его ученик не правильно его понял. Тогда он объяснил, что хотел всего лишь посмотреть, что усвоил его друг из стиля Вин Чун и каковы его способности. "Вах – деревянный человек" очень этому обрадовался, нашел своего друга и привел к мастеру. Оценив талант Чан Вах Суна, мастер сразу же согласился взять его к себе в ученики.
После смерти Лунь Джана его сыновья Лунь Бик и Лунь Чун, отправились в Гонг-Конг. Их товарищ - одноклассник, Чан-Вах-Сун, остался в Фатшане и начал обучать стилю Винг Чун.
Именно здесь будущий грандмастер Йип-Мен начал изучение Винг Чун. Отец Йип-Мена был бизнесменом, имеющий много предприятий по всей стране. Он имел бизнес в Гонг-Конге, который нуждался в над-зоре и для этого, Йип Мен был отправлен в Британскую колонию не имеющую самоуправления, помогать бизнесу и интересам его отца. Там Йип Мен вскоре встретил Лунь Бика, сына Лунь Джана. Т.к. Йип Мен хотел совершенствовать свое знание стиля Винг Чун, который он учил под руководством одноклассника Чан-Вах-Суна в Фатшане, то вскоре, оба стали большими друзьями и родственниками из ученика и инструктора, начиная тем не мене, красочную часть в истории Винг Чун. Йип Мен изучал оставшееся из Винг Чун системы от Лунь Бика и стал его наилучшим учеником. После начала II мировой войны, Йип Мен вернулся в Фатшань. Во время войны он обучал Винг Чун, а после ее окончания он вернулся в Гонг Конг и начал обучение искусству в этом городе. Его первым учеником в Гонг Конге был Лунь Шеунг. Йип Мен считается на Западе современным грандмастером Винг Чун. Он умер в декабре 1972 года. В Китае насколько мне известно, имеется другое мнение на этот счет. Многие люди благодарны Йип Мену за его работу, способствующую дальнейшему развитию и распространению искусству Винг Чун по всему миру.
Таким образом, утверждение того, что Вин Чун предназначен для слабых женщин, совершенно не подтверждается историей его создания. Йим Вин Чун была первой и единственной женщиной в истории создания стиля кунг фу. Она смогла сформулировать основной принцип, заложенный в стиль. Но всю тяжелую работу по созданию методики обучения и формированию техники и тактики осуществляли мужчины. Именно мужчины, фактически создали Вин Чун, и это естественно, ведь никто не откажется от использования силы, если она есть. И это естественно, чем больше силы, тем больше шансов на победу в бою.