Бацзицюань
Кунмэньцюань или "кулак врат пустоты" - стиль, который показал плотник
Многообразие различных стилей ушу , конечно, впечатляет. Тем более, среди них есть и такие, о которых наслышан каждый, и такие, о которых хоть какие-то крупицы информации трудно достать, не говоря уже о чем-то большем. Вот как раз об одном стиле, входящем в последнюю категорию, мы сегодня и побеседуем.
Стиль, о котором пойдет речь, называется кунмэньцюань , что в переводе означает «кулак врат пустоты». Больше всего данный стиль распространен в провинции Хубэй. История кулачного искусства кунмэньцюань начиналась в уезде Дае во время начала правления династии Цин. В тот период там жил плотник по имени Сунь Тинчжан, который славился тем, что отлично знал одно боевое искусство и даже обучал ему других людей. Сам же он учился у даоса, которого называли «святой Цитянь», поэтому его искусство и назвали кунмэньцюань .
В кунмэньцюань можно увидеть элементы как северных и южных, так и уданских стилей. А горы Удан (провинция Хубэй) знают не только в Китае, но и во многих других странах, ведь несколько примечательных стилей ушу родом именно оттуда. Из южных стилей кунмэньцюань перенял выброс силы, который сопровождается выкриком, жесткую силу, скрученное усилие, глубокие и длинные пути силы, вздымающуюся форму. А из северных он взял себе резкость, ловкость, быстроту, падения и перекаты. В технике ног в кунмэньцюань присутствуют такие элементы как хлест, сметание, толчок в бок и вскапывание. В технике рук можно встретить следующие формы: кулак тигра, глаз феникса, когти дракона, кулак с выставленным пальцем. Методы действий руками в кунмэньцюань тоже достаточно разнообразны. Тут используют приемы с такими названиями: накатывающаяся ладонь, рука золотого копья, запечатывающая рука, разбивающий кулак, рука летящего цветка и т. д.
Этот стиль включает в себя различные комплексы как с оружием, так и без него. В качестве оружия здесь применяют маркировочный рог, железную линейку, топор и молот. А без оружия выполняются следующие формы: лунхучудун или «дракон и тигр выходят из пещеры», хуши или «форма тигра», яньши или «форма ласточки», лунхудоу или «бой тигра с драконом», хучжаньшань или «гора тигриной войны», лунши или «форма дракона», фэнши или «форма феникса» и т. д.
Кстати, требования к технике боя в кунмэньцюань не везде одинаковы. Они различаются в зависимости от того, о какой ветви стиля идет речь: северной или южной. Хотя также иногда можно встретить и различия, связанные с местностью, в которой проводится обучение. Часто эти требования описывают такими словами: «голова упирается в небо — будто железная, руки давят на плечи, руки — будто ватные, поясница — будто из железа».
Бацзи цюань как стиль ушу имеет 2 главные особенности:
1) простота и практичность. Нет лишней формы, все содержание тренировки в точности используется в борьбе. Есть только 2 комплекса движений (таолу) – Йодзйа и Бадзйа. Сйаодзйа содержит немного больше чем 10 движений, а Бадзйа около 20 движений (если не считать повторные движения).
2) Тренировка кулачных боев (или без оружейных) школы Бацзи цюань неразрывно связан с тренировками копъя. Например, тренируясь другому стилью ушу – Тайцзи цюань – можно использовать как упражнения со стилизованным оружием, так и без него. Зато Бацзи цюань кулачная или без оружейная тренировка только подготовка к тренировке со стилизованным оружием (меч). С другой стороны, тренировка мечем, способствует лучшему выполнению кулачного боя. В тренировках без оружия, надо отточить тот вид употребления силы, который необходим при тренировке с мечом. И наоборот – тренируясь с мечём, необходимо использовать ту силу, которую получают в тренировках без меча. Поэтому, тренируясь Бацзи цюань, невозможно хорошо освоить упражнения с мечём нетренеруя упражнения без меча, и наоборот, не тренируя упражнения с мечём невозможно хорошо освоить кулачный Бацзи цюань.
Бацзи цюань как кулачный бой имеет 2 особенности техники:
1) ближняя борьба: в борьбе используют плечи, локти, бёдра и колени. Существуют 3 вида использования (выталкивания) силы:
- а) использование крестообразной силы;
- б) использование вертикальной нисходящей силы
- в) использование винтообразной силы.
2) Редко используют удары ногами и ноги не поднимаются высоко, также это характерно некоторым стилям ушу, которые по началу не использовали для обучения армии.
Очень возможно, что Бацзи цюань единственный среди сотни других стилей ушу, который не изменил свой оригинальный облик, поэтому даже в наши дни в Китайской армии и полиции проводят обучения Бацзи цюань.
Уже в 1980 году, в рамках Всекитайского фестиваля по обмену опытом в ушу, который проходил в Наньнине, свое искусство кунмэньцюань показывал мастер по имени Цзоу Дэхуа, представляющий Уханьский институт физкультуры. А на сегодняшний день данный стиль хорошо известен в Сяньнин, Ухань, Сяогань, Хуанши, Хуанбэй, Дае, Хуанган. Только вот самый молодой из мастеров кунмэньцюань уже находится в возрастной категории «за шестьдесят». А все остальные учителя еще старше. Теоретически, они могли бы обучать людей и дальше, передавая свои знания хотя бы на словах, но они почему-то категорически не хотят этого делать. Так что есть вероятность, что кунмэньцюань вскоре останется лишь красивым словом на страницах книг, посвященных истории ушу . Хотя, возможно, что кто-то решится изучать кунмэньцюань самостоятельно, но ведь для этого потребуется и много времени, и упорство, и сильный характер. Т.е. даже если такой доброволец и найдется, то еще неизвестно, на долго ли хватит его рвения.