Ваш браузер устарел. Он имеет уязвимости и может не показывать все возможности на этом и других сайтах. Обновить браузер с Яндекса
закрыть

Меч Цзянь


 ЦЗЯНЬ -  МЕЧ СПРАВЕДЛИВОСТИ    

   

ушу


«…Меч в облаках прокладывает  путь,
В дни равноденствий меч — Ковшу опора. Легко бесовских змеев им проткнуть,
Казнят чинушу им, плута и вора….» Юань Чжень
 

Цзянь— китайский прямой меч. Это один из древнейших видов оружия. В "Гуаньцзы" сказано: "Когда-то гора Гэлушань извергла металл. Чи Ю взял его и изготовил цзянь". Цзянь символизировал императорскую власть. И в то же время военная служба и воинское сословие Древнего Китая почиталось менее службы чиновника. Гражданское служение было более престижным делом, но при этом, владение мечом  было обязательным пунктом при поступлении на службу или повышении в чине. Да и для гармонично развитой личности помимо владения каллиграфией, стихосложением и музицирования, считалось обязательным владение мечом. Меч Цзянь был атрибутом не только воинов, но и великих мудрецов – в биографии Конфуция говорится, что он прекрасно владел техникой фехтования мечом Цзянь. Даже форма этого меча сходна с написанием иероглифа «Чжунго» - Срединная Империя – Китай. Его прямой клинок символизировал прямолинейность и честность благородного человека. Из-за этого Цзянь носился и хранился только вертикально – справедливость не может лежать и, меч - символ этой справедливости, не может лежать.
Традиционное китайское холодное оружие цзянь представляет собой прямой обоюдоострый меч с очень острым лезвием. Клинок меча должен быть жестким. Вес меча 1200-1500 гр, длина обычно 94-98 см. Меч состоит из четырех частей.    
 

ушу

Клинок.- Обычно изготавливается из высококачественной стали и включает в себя:  острие – самую острую часть меча на конце лезвия; лезвие - режущие кромки – клинка и ребро жесткости, по центру меча. Гарда или эфес - располагается между рукояткой и клинком и служит для защиты руки от ударов. Зависимости от эпохи гарда может иметь различную форму и  часто бывает украшена орнаментом.   Рукоять меча, служит для удержания оружия в руке. Изготавливается из твердых пород дерева и часто для удобства оборачивается кожей. Навершие – торец рукоятки меча, служит для укрепления на рукояти кисти, а также для балансировки оружия.
   

ушу

ушу

ушу

 
• Бронзовый цзянь — бронзовый обоюдоострый клинок, наиболее распространённый в эпоху воюющих царств, как правило, относительно небольшой длины.
  * Парадно-церемониальный цзянь — нередко подобные мечи изготавливались для религиозных и магических обрядов, в частности, нередко носились даосскими монахами и использовались в даосизме для очищения мест проведения ритуалов от негативной ци.
•  Боевой цзянь — расхожее название меча, который существовал до первой половины ХХ века, активно применяясь в ополченских и милиционных формированиях, применяясь для полноценного клинкового боя. Более того, в отличие от буддийских монахов, традиционно путешествовавших с шестом или посохом, у даосов при путешествии было принято брать с собой меч цзянь для самозащиты
•  спортивный цзянь — современный спортивный снаряд в виде меча с тонким клинком повышенной гибкости, непригодный для применения в реальном бою.
 

ушу

Прародители меча Цзянь  были из нефрита. Они были чисто ритуальным атрибутом – служа символом войны при отправлении воинских обрядов. Нефрит почитался в Древнем Китае необычайно. Все религиозные культовые предметы изготавливались именно из нефрита. Меньше всего ценилось золото. Как пример, можно привести текст  древней хроники, в которой говорится, что кинжал с нефритовой рукоятью предназначается императору, а с рукоятью из золота – вассальному князю. Золото применялось для незначительных декоративных вставок. И лишь в период Чжоу золото применяется в большей степени – появляются рукояти, целиком отлитые из золота. Такие рукояти отличает филигранная работа со сложным переплетающимся орнаментом, называющимся «сплетение драконов». Украшения рукояти и ножен имели большое символическое значение. Часто использовались изображения животных. Одним из самых популярных символов был тигр – олицетворение мужества, отваги в Китае. И считалось, что его изображение на оружии придаст его владельцу силу и смелость этого зверя. Первые военные мечи цзянь появились ещё в эпоху Западная Чжоу и были сделаны из бронзы. В эпоху бронзы цзянь представлял собой  короткий клинок, обычно используемый в паре со щитом, в соответствующей манере фехтования. С удлинением мечей, почти до одного метра (которое произошло ещё в эпоху бронзы), популярность щитов не снизилась, и комбинация «щит и меч» продолжала оставаться популярной в пехоте и в VI веке нашей эры.   Позднее, в эпоху Чуньцю улучшилось качество клинков, и возросла их длина.  Наиболее широко подобные мечи использовались на войне в эпоху Воюющих Царств. Появившиеся в период Хань железные мечи имели бронзовые литые рукояти, повторяющие формы нефритовых. Но, несмотря на то, что воинское искусство меча очень древнее,  искусство изготовления мечей ещё древнее. Такие оружейники как,  Оу Ецзы, Гань Цзян, Моу Се, работавшие в эпоху "Вёсен и Осеней" на территории княжеств У и Юэ вошли в историю .   
 

ушу

ушу


  Археологические раскопки 1950-х годов в провинциях Хэнань и Хэбэй поставили точку в вопросе даты появления железных мечей. В нескольких погребениях периода Борющихся Царств археологи обнаружили, помимо прочего, железное оружие и формы для отливки железа. Появление стальных мечей учёные относят к периоду Чуньцю – Весны и Осени. Сталь немногих сохранившихся мечей периода Сун (960 – 1280) и периода Мин (1368 – 1645) современные специалисты оценивают весьма высоко. Так твёрдость этих клинков составляет 58 – 60 HRC. Сравните – японские мечи того же периода имели твёрдость не более 50 HRC, современные боевые ножи закаливаются  до твёрдости чуть более 60 HRC. Китайские мечи ценны качеством стали клинка – волнообразный естественный рисунок на поверхности, известный как дамаск, сохранил и поныне блеск, твёрдость и остроту.

ушу


   
В 60-е годы в Цзянлине, провинция Хубэй, был найден меч Юэского князя Гоу Цзяня, прояснивший уровень оружейного дела той эпохи. Меч имеет длину более полуметра, клинок изукрашен ромбовидным орнаментом, имеется также инкрустированный синей глазурью узор, что показывает высокий уровень развития тогдашнего металлургического и кузнечного искусства. Древние мечи были трёх видов. В "Чжоуских ритуалах" об этом сказано так: Меч длиной 3 чи [ок. 1 м] (с рукоятью) и весом 60 лянов - это высший меч, использовался воинами высшего уровня. Меч длиной 2 чи 5 цуней [ок. 80 см] и весом 45 лянов - это средний меч, использовался воинами среднего уровня. Меч длиной 2 чи [66 см] и весом 35 лянов - низший меч, использовался воинами низшего уровня. В многочисленных войнах меч-цзянь был постепенно вытеснен другими видами оружия, и со временем стал ритуальным предметом, символизируя благородство у военных и утонченность  у гражданских лиц.
В эпоху Воюющих Царств, средняя длина мечей была чуть менее метра. Что показательно, в эпоху Воюющих Царств бронзовые мечи продолжали соперничать со стальными, так, например, Чу славилось своими стальными мечами, в то время как Цинь, благодаря использованию сплавов, содержащих хром, славилось бронзовыми мечами, не уступавшими по качеству лишь недавно появившимся железным мечам. Процесс отливки бронзовых мечей в формах постепенно уступал место производству кованых мечей из железа по мере развития металлургии в древнем Китае.В эпоху Хань цзянь превратился в обязательный атрибут чиновников. Многочисленные ополченские цзяни периода Цин, полностью изготовленные из стали, получили название цюаньте цзянь (букв. цельножелезный цзянь) в больших количествах дошли до наших дней и демонстрируют высокий уровень мастерства китайских деревенских кузнецов — многие из них имеют сложную конструкцию саньмэй, когда между двумя пластинами мягкой стали вкладывалась пластина из твердой стали и весь пакет проваривался про помощи кузнечной сварки.

ушу

ушу


   
Классический вариант Цзянь, представляет собой длинный прямой клинок с длинной рукоятью, которым можно фехтовать как одной, так и двумя руками. В отличие от европейских полуторных мечей, у которых треть клинка, прилегающая к гарде, часто не затачивалась, клинок Цзянь, как правило, заточен по всей длине. В отличие от своего ближайшего европейского аналога — нем. reitschwert , гарда простая, что, с одной стороны, не стесняет движения руки, а с другой — слабо защищает пальцы. Всё это, в сочетании с наличием достаточного веса, делало классический цзянь довольно универсальным мечом. Такой меч был достаточно лёгок для проведения сложных фехтовальных приёмов (в частности, кистевых ударов) и достаточно тяжёл для нанесения рубящих ударов. Простота гарды также налагает свой рисунок на бой, заставляя использовать длинные защиты с круговыми движениями, при выполнении которых, кончик меча часто смотрит на противника, а все защитные движения, в основном, выполняются рукоятью описывающей круги вокруг центра вращения, которым является острый конец меча, что позволяет быстрые контратаки как колющими, так и рубящими ударами.  
 

ушу

ушу

 В эпохи "Вёсен и Осеней" и Воюющих Царств развитие искусства владения мечом шло впереди других видов оружия. В "Чжуанцзы" в главе "Отучил фехтовать" имеются такие слова о мече: "Фехтуя, я, сделав ложный выпад, даю противнику как будто преимущество, но, нанося удар позже его, опережаю его в попадании". Упоминаемая в ""Вёснах и Осенях" княжеств У и Юэ" юэская дева является необычайным мастером владения мечом, не только знает технику меча, но и разбирается в законах действий мечом. Она говорит: "Его путь сокровенен и изменчив, его смысл тих и глубок, путь содержит врата и двери, ещё содержит инь и ян, открываешь врата и затворяешь двери, инь бурлит - ян расцветает, это путь ближнего боя, внутри переполняют цзин и шэнь, внешне демонстрируешь спокойствие и манеры, видимое подобно хорошей жене, нападение - как от тигра страшно, один человек подобен сотне, сотня подобна десяти тысячам". Появилась мода на танцы с мечом. Во время войны между княжествами Чу и Хань Сян Чжуан танцевал с мечом во время Пира Лебединых Врат. При династии Тан за свои танцы с мечами Пэй Минь, каллиграф Чжан Сюй и поэт Ли Бо были прозваны ``тремя непревзойдёнными".
 

ушу


 Позднее в искусстве обращения с мечом сформировались две манеры. Первая - это обращение с мечом с длинной кистью, ещё называемым гражданским мечом. При тренировке меч движется росчерками и извивами неописуемой красоты, кисть не должна наматываться на руку, это очень изящное зрелище. Вторая - это обращение с мечом с короткой кистью или без кисти, ещё называемым военным мечом. Перемещения здесь живые, приёмы изменчивые, движения резкие, это - реально-прикладное искусство обращения с мечом. Минский полководец Хэ Лянчэнь в "Трактате о боевых порядках" описывает тогдашние ветви искусства обращения с мечом: "Запутанно переплетающиеся методы Бянь Чжуанцзы, подъёмы и опускания Ван Цзюя, оглядывающиеся и контратакующие методы Лю Сянчжу, молниеносные уклоны, повороты и вращения Ма Минвана, выбросы рук Ма Ци".    
Позднее стали выделятся следующие  четыре манеры фехтования:
•  «идущий» меч — знаменитая «бесконтактная» манера фехтования (в идеале мечи не должны соприкасаться), в которой все защиты строятся на быстрых и ловких передвижениях и уклонах, а из атак преобладают уколы и подрезания.
•  «мощный» меч — фехтование боевым мечом, отличающееся чёткостью и решительностью.
•  «мягкий» меч — манера фехтования, характерная для внутренних стилей ушу, использующая особый мягкий хват], позволяющий за счёт меньшей силы получить большую техничность и сложность фехтования
•  «пьяный» меч — манера фехтования в «пьяном» стиле с обилием финтов и акробатики.
На дошедшую до наших дней манеру фехтования заметное влияние оказало превращение цзянь из боевого меча в парадно-церемониальный предмет. Очень важное отличие прямого меча – легкость. Он легче любого другого оружия сходных характеристик. Поэтому его можно удерживать в одной руке, и носить постоянно, а не снаряжаться непосредственно перед боем.
Еще одно качество прямого меча – острота клинка. Чем лезвие острее, тем легче его повредить. Поэтому техника фехтования таким мечом не может быть похожа на размахивание палицей. Меч – не дешевое оружие. И из  этого вытекает еще одна характеристика -  «привилегированность». Клинки боевых цзянь ценились настолько высоко, что их стали беречь от повреждений, стараясь не рубить и не подставлять оружие под удар — боясь появления случайной выбоины на ценной фамильной реликвии.  Старые дорогие мечи стремились не использовать при обучении, боясь появления зазубрин на антикварных вещах. В отличии от самурайских мечей Японии, китайский прямой меч уже не вернулся на арены массовых битв. Он остался оружием ”условно мирного” времени.   Повседневная действительность средневекового Китая требовала от знати высокого умения фехтовать. Разбойники, мятежи, дворцовые перевороты, стычки с варварами, феодальные распри – все это постоянно держало умение фехтовать в должном тонусе. Так что и до праздной ”игрушки золотой” меч не скатился. Он выполнял свои исторические функции вплоть до эпохи Опиумных войн – больше тысячи лет! В годы войны с Японией (1937—1945) многие офицеры армии Гоминьдана использовали цзянь в качестве боевого оружия.
   

ушу


Итак, уже ясно, что грубые движения, повреждающие режущую кромку, были табуированы. Это значит, что махи были практически исключены (!), а контакт двух клинков старались осуществить плоской частью. Так мы видим рождение техники ”прилипания”, и ”трущих” движений.
Если учесть, что применение меча против латников было крайне редким, то отпадение необходимости маховых движений становится очевидным. И это важное отличие от японских техник, где мах стоит на первом месте по важности, это основной стереотип.
Отсутствие защиты, как на противнике, так и на применяющем меч, имело еще одно важное последствие. Меч располагался впереди, выполняя функции активной защиты. Это отличает одноручный китайский меч от сходных европейских техник, где предусматривалось наличие щита. Зато это роднит технику китайского меча с европейским фехтованием на шпагах, особенно с современной спортивной саблей.
Еще одна особенность техники фехтования китайским мечом – неопределенность количества нападающих. Таким образом, в изобилии встречаются развороты, смены уровня стойки, приемы освобождения ”увязшего меча”.
Принцип экономии - Совершенно не необходимо рубить противника пополам. Вполне достаточно подрезать ему запястье, пальцы, сухожилия ног, или уколоть в предплечье. При остром, как бритва, лезвии, это гарантированно остановит нападение.
С этим связан принцип ограничения насилия в фехтовании встречаются удары плашмя по голове, и тычковые удары рукоятью.
Способы разоружения. В наше время  такие элементы известны лишь со стороны японского айкидо, и экзотических школ фехтования.  В технике китайского меча  можно выделить  два типа
Первый – использование технических особенностей крестовины меча. Более простые действия, включающие механические зацепы оружия соперника.
Второй – динамическое ”прилипание” с дальнейшим переходом на выкручивание суставов. Высший уровень фехтования без пролития крови.
В современном искусстве обращения с мечом течений очень много. Широко известны «меч молодой ряски», «меч чистого ян», «уданский меч», «13 мечей Великого предела», но и помимо них в каждом стиле есть ещё свои методы действий мечом. Популяризация меча вывела его на первое место из всех видов оружия. Однако какой бы ни был меч-цзянь - с длинной кистью или с короткой - его техники не похожи на внешне дикие методы меча-дао, им всегда присуща некоторая интеллигентность. Поэтому, а также из-за того, что меч-цзянь (наряду с гитарой-цинь, шахматами и книгой) входил в число четырёх драгоценностей образованного человека, поговорка "меч-цзянь - красивейший из ста видов оружия" является абсолютно уместной.

ушу


 

  Особенности даосского стиля в фехтовании


Фехтование мечом цзянь – неотъемлемый элемент даосских боевых искусств, в том числе тайцзи-цюань, где он использовался и как оружие, и как элемент энергетической практики. Легендарный основатель тайцзи-цюань Чжан Саньфэн был апологетом меча. Когда он занимался в горах Удан, он, практиковал как искусство боя без оружия, так и с оружием. Со времен Чжан Саньфэна искусства владения цзянь наравне с другими видами оружия преподавалось адептам тайцзи-цюань от одного мастера к другому. Однако изначально цельного комплекса с мечом не существовало, и техники фехтования изучались в виде отдельных связок. Прямой меч стал неотъемлемым символом даосской традиции. Как это произошло, мы можем только догадываться. С одной стороны, даосы-алхимики изобрели порох, вероятно и в металлургии они тоже имели свои достижения. В Японии, например, изготовление мечей неразрывно связано с традицией синтоизма, вероятно в Китае тоже имело место нечто подобное.
С другой стороны, меч, наравне с зеркалом и нефритом, издревле имел и символическое значение. Он использовался в ритуалах для изгнания злых духов, с его помощью творили заклинания дождя.
Не стоит сбрасывать со счетов и эффективность меча, как личного оружия. Однако в китайском ушу шест считается не уступающим мечу, а то и превосходящим его в боевом применении. А о дешевизне и говорить нечего. Шест получил распространение среди воинственных буддистов, а мирные даосы постоянно носили с собой свой символ – меч Цзянь.
Вероятно, следует учитывать и то, что ношение меча подчеркивало высокий социальный статус его обладателя. Кроме того, владение мечом очень быстро оформилось в имеющее самостоятельную ценность искусство. Демонстрация движений с оружием стала ”визитной карточкой” ”достойного мужа”. В религии и культурной традиции за мечом утвердилась репутация оружия справедливости, преграды зла, принадлежности к благородному сословию. Искусство владения мечом ценилось необычайно высоко.
Даосы добились в этом искусстве поразительных успехов.
Особенности техники фехтования прямым мечом прекрасно вписывались в принципы даосских боевых искусств. Тут и умение использовать разум, и победа уступкой, и преимущество техники над грубой силой, и медитация в движении. А в основе всего – умение действовать с наименьшими физическими затратами. Так получилось, что прямой меч стал излюбленным оружием даосов.
Это то, что даосы выбрали из сокровищницы китайского воинского искусства. Но что они внесли обратно? Что искусство фехтования получило от даосов?
Например, Шаолиньская традиция ушу развивала мощные атакующие движения, идущие по прямой, взрывные выбросы энергии, технику ”очищения разума”.
Даосы культивировали плавность и непрерывность движений, предпочитали ”стремиться к прямому через изогнутое”.
Психотехника, в том виде, каком мы можем ее сегодня понять, включала следующее
Постоянный непрерывный контроль ”ста тысяч превращений” вокруг человека. Это не серия озарений, а непрерывный контроль, внимание к мельчайшим изменениям реальности.
Реальность воспринималась не как набор ”форм”, а как совокупность энергий. Например, энергия Земли – ее упругость, неровность рельефа, степень сцепления с почвой энергия деревьев и кустарников – их прочность, свойства преграды, степень защиты от солнца, возможности маскировки энергия клинка – острота, гибкость, упругость, баланс веса энергия мышц, дыхания, прочность костей и сухожилий…
Таким образом, даос воспринимал всю разнородную доступную информацию в виде единых по сути энергетических полей, определял результирующую их наложения, и действовал, опираясь на это ”чувство энергии”. Такая интегративная система оценки реальности была (и является) очень эффективной. Чтобы тренировать это чувство реальности, создавались комплексы медитативных упражнений с мечом – первые ”таолу”. Многие движения не были строго закреплены, передавался скорее ритм и общий настрой. Поэтому наравне с формальными комплексами был популярен ”танец с мечом” – спонтанная работа, импровизация. Танец с мечом был очень популярен в древнем Китае, например, знаменитый Ли Бо превосходно танцевал с мечом.
Но, конечно, наряду с чистой импровизацией имелись и конкретные технические действия, используемые в реальных поединках. Комплексы тайцзи с мечом появились намного позже.

ушу


ушу


 

Тай Цзи Цзянь  


Лезвие меча Цзянь имеет остриё и обоюдоострые стороны, причем не стоит делить стороны клинка на прямой и обратный. Оба края исключительно острые применяются в одинаковой мере. Никаких касаний лезвия меча к рукам не допускается. Тот, кто работает с мечом, ни в коем случае не должен руки притягивать к себе. Здесь необходимо полностью довериться телу. В противном случае можно пораниться. Поэтому, применяя меч, обязательно все тело гибкое. Движения четкие. Настроение приподнятое.  В Тай Цзи Цзянь существуют 13 положений меча: чоу, дай, ти, гэ, цзи, цы, дянь, бэн, цзяо, я, пи, цзе, си.   Движения формы Цзянь необычайно красивы, применение неожиданно. Прежде всего, необходимо, чтобы работа с мечом выполнялась исключительно за счет правильно движущегося тела. Поэтому нет смысла работать с мечом, не овладев в достаточной мере формой Тай Цзи Цюань. Не может быть значительного успеха, если выполнять движения механически. Большинство пытается сократить амплитуду. Движения от этого теряют красоту линий. Это вследствие того, что нет должной подготовки тела.Настроение приподнятое.  В Тай Цзи Цзянь существуют 13 положений меча: чоу, дай, ти, гэ, цзи, цы, дянь, бэн, цзяо, я, пи, цзе, си. Сегодня каждый стиль тайцзи содержит комплекс с мечом цзянь. Комплекс приемов с мечом это очень красивое зрелище. Комплекс позволяет укрепить тело, повысить координацию движений, научиться обращению с оружием. В процессе долгой практики комплекса появляется единство тела и оружия, возникает чувство оружия.

1.Сокращенный комплекс с мечом (32 формы тайцзи-цзянь стиля Ян).

2.Полный комплекс с мечом (67 форм тайцзи-цзянь стиля Ян).  

3.Боевые применения комплекса. Боевые применения комплекса – это приемы фехтования, основанные на движениях комплекса. В процессе занятий вы сможете изучить более 100 техник фехтования.

4.Искусство липкого меча. Липкие или склеенные мечи – это уникальная практика, которая есть только в тайцзи-цюань. Эта практика позволяет научиться тонко чувствовать свое оружие и контролировать оружие оппонента.

5.Цигун с мечом. Прекрасный комплекс цигун с оружием, полезный для здоровья.

6.Цзиньгун с цзянь. Система упражнений направленная на наработку навыка проявлении внутренней энергии в оружии.


7.Свободное фехтование (поединки). Фехтовальные поединки проводятся в отдельно выделенные турнирные дни. Во время турнирных дней все желающие могут почувствовать, что такое настоящий бой.
К сожалению, унификация и выхолащивание традиционных видов фехтования в КНР превратило фехтование на цзянь в разновидность спортивной акробатики (возможно, даже в чем-то близкой тем изощренным системам, которыми овладевали в частном порядке благородные мужи периода Тан). Однако лёгкий и тонкий клинок современного спортивного меча оказался слишком слабым для эффективного парирования, что сделало фехтование на цзянь своеобразным шоу. Ну а в наше время,  меч берут в руки, чтобы поправить  своё  здоровье.