Ваш браузер устарел. Он имеет уязвимости и может не показывать все возможности на этом и других сайтах. Обновить браузер с Яндекса
закрыть

Шань

 ШАНЬ –  СМЕРТПНОСНЫЕ КРЫЛЬЯ «ПУРПУРНОЙ  БАБОЧКИ»  

 

ушу

«Когда б владел я целым  светом,
  Хотел бы веером сим  быть:
  Всех прохлаждал бы я зефиром,
И был бы всей вселенной  щит…»
Г. Державин в стихотворении "Веер":  

Веер - предмет, создающий движение воздуха, символизирует дух, власть и достоинство. Его конструкция - расширение от точки заклепки - олицетворяет непрерывно расширяющийся жизненный опыт человека. Сложенный веер символизирует фазы луны и женскую изменчивость. Обмахивание веером отгоняет злые силы. У африканских народов веер является символом королевского достоинства; у китайцев символизирует власть, царское достоинство, силу воздуха, которая может вдохнуть жизнь в мертвого, деликатность чувств и достоинство мандарина. У индусов веер - атрибут ведического бога огня Агни, а также Вишну; в японской мифологии - символ власти и силы. Веер из белых перьев олицетворяет силу ветров. В даосизме он связан с птицами и полетом, как средство освобождения от мира форм и ухода в область бессмертных. Эмблема одного из даосских гениев Чунг Ли Чуаня.

Веер как талисман.   


Веер — талисман защиты, один из самых популярных в Китае. С немощью веера можно добиться насыщения позитивной энергией. Веер несет в себе энергию движения воздушных потоков, по которым движется энергия ци. Это талисман долгой жизни. Веером один из даосских бессмертных, Чжун Лиуюань, оживлял умерших.  

ушу

 

  Краткий обзор эволюции веера в Китае


Точную дату возникновения веера определить, наверное, невозможно. Большинство авторов, изучающих эту тему, предполагают, что жара и насекомые заставили когда-то древнего человека обмахиваться большим листом, веткой или пучком перьев – так появилась сама идея веера. Согласно археологическим данным, можно предположить, что веера появились в Китае не раньше периода неолита. Однако изобретение вееров и самые древние из найденных артефактов относятся к гораздо более позднему времени. Древние находки изображения вееров относятся к эпохе Восточной Чжоу (770-256 до н.э.) и периоду «Воюющих Царств» - «Чжаньго» (475-221 до н.э.). Это изображенные на бронзовых изделиях веера с длинными ручками, а так же обнаруженные при раскопках могилы княжества Чу в Цзенлине, провинции Хубэй, фрагменты вееров из перьев с деревянной ручкой. Ученые считают, что в те времена веера служили признаком достатка и знатности их владельца. В последние годы периода «Воюющих Царств» большинство вееров приобрело полукруглую форму. Такие веера изготавливались из тонких бамбуковых пластинок. Ими пользовались и в императорском дворце, и в доме простолюдина. Императоры отдыхали, обмахиваемые веерами, наслаждаясь прохладным воздухом, а остальной народ использовал веера для самых разных целей. Крестьяне же применяли веер для раздувания огня в печи, для просеивания сельскохозяйственных культур. Веер стал неотъемлемым атрибутом театральных представлений, танцевальных и поэтических мероприятий. Не реже встречался веер в общественных местах, во время деловых переговоров, торговых сделок. Поэтому не удивительно, что все слои общества не желали расставаться со столь любимой привычной вещью. Кроме того, с веером можно было зайти в помещение, в которое оружие приносить запрещалось. Таким образом, веер становился потенциальным средством необходимой самообороны. При династиях Суй и Тан (581-907) были распространены круглые веера – «ваньшань». Такие веера изготавливали из бамбуковых или деревянных пластинок и тонкой шерстяной ткани. В первые годы правления династии Тан предпочтение отдавалось веерам овальной формы, позже – круглой. Несмотря на многообразие форм, девушки предпочитали веера круглой формы. Во времена династии Сун и Юань (960-1368) предпочтение по-прежнему отдавалось веерам круглой формы. Но уже появляются новые модели – складные веера, те самые, которые пользуются огромной популярностью и в наши дни. Первые складные веера появились в эпоху династии Северная Сун, а период настоящего бума приходится на династии Мин и Цин (1368-1911). Складной веер большинством исследователей признан чисто японским изобретением. Считается, что такой веер был разработан в IX веке. Согласно легенде, японский мастер веерных дел изобрел складывающийся веер, способный поместиться в рукаве кимоно, внимательно изучив крыло упавшей к его ногам летучей мыши. В 988 г. японские монахи подарили китайскому императору двадцать два раскладывающихся веера, в том числе два - в виде летучих мышей. С этого дня зародилась в Китае добрая традиция дарить друг другу самодельные и купленные веера. «Праздник вееров» начинается 27 ноября и продолжается в течение трех дней. В это время китайцы дарят веера друг другу. Причем, обряд дарения обязательно сопровождается различными угощениями. Даже скромный веер, подаренный или полученный в подарок, был символом благополучия и счастья в семье. Таким образом, веера стали играть заметную роль в социальной жизни китайского общества, а складные веера олицетворяли социальный статус его владельца. Со времени династии Мин складные веера начинают широко использоваться – сначала в императорском дворце, а позже и во всем обществе. Дизайн вееров постоянно претерпевает изменения: стали появляться изящные веера с золотой фольгой - такие модели император дарил своим наложницам и отличившимся чиновникам. В качестве материала для костяков веера начали использовать не только золото, но и нефрит, слоновую кость, рога зверей, сандал или бамбук.   В силу своей огромной популярности веера стали превращаться в изящные художественные произведения. Известные каллиграфы и художники оставляли на веерах образцы своих творений – эти произведения искусства считались бесценным подарком в ученой среде. Такие атрибуты служили едва ли не главным украшением жилища.   Итак, с момента своего появления веер проделал целую эволюцию: из листа или ветки дерева он со временем превратился в изящное дорогостоящее произведение искусства. Из средства охлаждения он становится символом власти, а в некоторые времена им могли пользоваться только знатные люди. У каждого веера было свое предназначение: веер для дворца, веер для войны, веер для танцев, веер для деловых встреч. На Дальнем Востоке не складывающимися веерами чаще пользовались женщины, складывающимися – мужчины. Форма и размер веера менялись вместе с модой, но количество раскладывающихся палочек или пластинок всегда оставалось четным у китайцев и нечетным у японцев.
Китайский веер – ШАНЬ, представляет собой складывающийся предмет, состоящий из нескольких скрепленных у основания пластинок, с натянутой между ними бумагой или шелком.   

ушу


  Издревле в Китае освоение боевых искусств включало в себя владение различными видами холодного оружия. Оно было разнообразно по своим формам и размерам. Часто эффективным средством самозащиты служили обычные предметы быта: палочки для еды, метла, скамейка, кисточки для каллиграфии или грабли.
 Веер, к примеру, выглядел как изящный дорогостоящий атрибут, и совсем не вызывал подозрений. Боец ушу с веером в руке мог произвести впечатление элегантного ученого, а через мгновение оказывался грозным противником. Наряду с обычным веером, который применялся в основном как подручное средство самообороны, использовался и боевой веер. Это было уже «тайное оружие» убийства, причем, весьма опасное. Его изготавливали из бамбука или твердых пород древесины. Но самым страшным и эффективным считался металлический веер. Его внешняя сторона была очень острой, а спрятанный внутри маленький дротик с пружинным механизмом усиливал неожиданность атаки.  

ушу


ушу

  Техника владения шань была достаточно разнообразной: им можно бить, колоть, цеплять, выполнять захваты и секущие удары. Опытный боец мог фехтовать таким оружием, вырывая меч или копье из рук противника, зажимая лезвие или древко между стальными ребрами и резко дергая на себя. Используя раскрытый веер как плащ тореадора, он мог парировать пущенные в него ножи или отравленные дротики.   История боевых искусств знает несколько случаев, когда мастера ушу не стремились применять в поединках мечи или копье, а защищались лишь таким веером. При этом они выходили победителями из смертельной схватки с более десятка вооруженных противников, ухитряясь не получить ни единой царапины. Использование боевых вееров получало наибольшее распространение в периоды запретов на ношение оружия. В ответ люди «…вооружались коваными посохами и тяжелыми железными веерами».

ушу


 

Тайцзицюань с веером

 

ушу

ушу

Тай Цзи Цюань с веером, также известно, как «Учение пурпурной бабочки». Это искусство  накапливания, перемещения, концентрации пяти внешних элементов при помощи веера: воды, дерева, огня, земли, металла. Веер является символом удачи и также символом воскрешения. Он помогает развивать чувствительность тела. Основную популярность веер приобрёл в различных стилях Тай Цзи Цюань. Комплекс с веером похож на плавный красивый танец. В первую очередь он направлен на оздоровление организма, на улучшение эмоционального состояния и на выравнивание внутреннего баланса – духовного и ментального  равновесия.

ушу


История использования веера принято соотносить с именем Чжунли Цюаня. В  одной из легенд рассказывается, что Чжунли Цюань,  во время  сражений с тибетскими племенами, обрёл озарение, которое привело его к встрече с одним из Бессмертных - Ли Тегуайем. Бессмертный не позволил Джунли одержать победу, и тот был вынужден скрываться, странствую по безлюдным землям, где он чуть не умер. Когда же дух Чжунли уже был готов покинуть тело, ему явился Владыка Востока Цан-ди и с помощью веера Цан-ди оживил Джунли и, оценив его глубокий внутренний потенциал, научил его собирать эссенцию пространства при помощи веера.
По другой версии, в процессе размышлений, между бабочками и веерами было найдено много общих черт. И появилась вера, что упражнения с веером, делают занимающегося подобным бабочке. Основной особенностью работы с веером является развитие умения соединять усилие веера с усилием тела ради совершенствования духа и тела.

ушу


Процесс овладения Учением о Пурпурной бабочке состоит из пяти этапов:

   

1. Этап
Искусство собирания внешнего алхимического элемента посредством стихии Воды. Это искусство направлено на развитии чувствительности тела и предполагает развитие способности проводить и усваивать энергию за счёт элемента Вода.

2. Этап
Искусство собирания внешнего алхимического элемента посредством стихии Дерева. Этот уровень изучения направлен на развитие принципов работы тела посредством веера.

3. Этап
Искусство собирания внешнего алхимического элемента посредством стихии Металла, что означает умение сохранять собранное посредством веера.

4. Этап
Искусство собирания внешнего алхимического элемента посредством стихии Огня. Данный уровень является основополагающим в практике, так как позволяет развить внутренний огонь и усилить внутренне дыхание, что также соотносится с понятием «внутреннего веера».

5. Этап
Искусство собирания внешнего алхимического элемента посредством стихии Земли. Данный уровень позволяет закрепить внутренние и внешние связи посредством веера.

Мудрец Гэ Хун (284-363 г. н. э.), писал о практике веера следующее:
 
"Тот, кто научил свою энергию двигать вперед и возвращать назад, подобен Дракону; он способен собирать свое тело как Тигр, пребывать в безмятежности и покое как Гора.
Он обретает черепашье дыхание, достигает внутренних изменений подобно Ласточке и скручивает свою энергию подобно Змее. Он умеет удерживать и ухватывать, защищая и пестуя Желтое и Белое в Пещерном сосуде…»
 

ушу

Сегодня искусство владения веером снова возрождается. Правда, шань используется не как оружие убийства, а как спортивный снаряд. Мы можем любоваться мастерством владения этим предметом, когда спортсмены выступают на соревнованиях или фестивалях боевых искусств. Работа с веером развивает тело спортсмена, улучшает координацию, увеличивает силу и ловкость движений. При необходимости, технические элементы Тай Цзи Шань и принципы работы с энергией могут быть использованы при самозащите. Работа с веером помогает лучше понять основные принципы Тай Цзи Цюань.