Жуань Бянь
БЯНЬ - ВОЛШЕБНАЯ ПЛЕТЬ.
"Лишь только хотел он мечом взмахнуть,
бич трижды обвил богатырскую грудь.
В змеиных объятиях крепко сдавил,
дыханья свободного сразу лишил…»
(Албынжы, хакасский эпос)"
Гибкое оружие играло очень важную ро ль и выделялось в отдельный, особый класс, особенно на Востоке.
Гибкое оружие гораздо более опасно, чем жесткое. Длина его может регулироваться по желанию владельца, оно легко обходит щит и жесткий блок, может захлестнуть, опутать и человека, и его оружие, а сила удара его конца обычно существенно выше, чем у жесткого оружия подобной длины.
С другой стороны, гибкое оружие имеет ряд особенностей, существенно осложняющих работу им. Им нельзя сделать тычок — ему доступны только «стреляющие» удары после раскрутки; оно продолжает свое движение, когда рука его уже закончила, и не останавливается по воле хозяина в любой точке и а любой момент; на вращениях оно движется быстрее жесткого оружия, но при необходимости смены траектории движения делает это медленнее жесткого; оно более послушно инерции и его легче сбить. По китайской поговорке, чтобы достигнуть мастерства в овладении гибким оружием, надо тренироваться столько лет, сколько на нем сочлененных элементов.
Чхонмёдо делит гибкое оружие на три основных группы: оружие с жесткой рукоятью и гибкой боевой частью; оружие с гибким древком и жесткой боевой частью; целиком гибкое оружие. Кроме того, китайские стандарты относят к этой категории и оружие секционное, занимающее как бы промежуточное положение между жестким и гибким.
ВОЛШЕБНЫЕ ПЛЕТИ.
Самое простое в употреблении гибкое оружие — это то, которое имеет жесткую рукоять. Ею легче и удобнее контролировать направление движения гибкой части. Благодаря жесткой рукоятке легче менять направление движения. Самой рукоятью можно блокировать удары или наносить их в ближнем бою. Кроме того, в рукояти может быть спрятано дополнительное оружие типа кинжала или выскакивающего острия. По сравнению с другими видами гибкого оружия этот тип наиболее применим в крупномасштабных столкновениях из-за своей большей управляемости. Вариантов такого оружия в принципе много, но самым типичным его представителем является обыкновенная плеть. Это слово мы и будем использовать, в качестве собирательного названия всех видов оружия этой группы, которую можно разделить на четыре подгруппы. Собственно плеть имеет достаточно короткую боевую часть, вся поверхность которой является ударной. Кистень по внешнему виду похож на плеть, но основной его ударной поверхностью является утяжеление, находящееся на самом конце гибкой части. Плети и кистени могут иметь несколько гибких частей («хвостов»). Бич имеет более короткую рукоять, обычно плавно переходящую в боевую часть, сужающуюся к концу. Это оружие, как правило, гораздо длиннее кистеня или плети. Наконец, хлыст, который может быть простым или составным по своей конструкции. Он является как бы гнущимся жестким оружием, способным пружинить при ударе и после него возвращаться в исходное положение. К хлыстам относятся, например, и розга, и лоза, и прут. Кнут, в зависимости от его длины, может выполнять функции или плети, или бича, а нагайка является промежуточным звеном между плетью и кистенем.
Система сочленения гибкой и жесткой части различна: это может быть шарнир, крепление через кольцо, наматывание с фиксацией узлом, насаживание и т. д. Различен и материал гибкой части — веревка, цепь, кожаный ремень или жгут, металлическая полоса, конский волос, проволока и т. п. Бывает, что эти материалы сочетаются друг с другом. Плеть может завершаться простым грузом или грузилом, острием, лезвием, крюком или «кошкой».
Хлыст — простейшее гибкое оружие. Им может стать любая хорошо гнущаяся ветка. Удар хлыста как бы двойной — основной и опоясывающий. Особенно болезненные удары наносятся хлыстом при ударе с оттягом, благодаря чему в Европе он использовался в основном для порки провинившихся. Но хлыст — единственное гибкое оружие, которым можно более или менее жестко блокировать, им можно наносить быстрые хлещущие удары кистью наподобие ударов короткой палкой. Правда, против собственно короткой палки хлыст обычно пасует. В свое время, во время съемок фильма «Игра смерти» Брюс Ли собирался выходить против вооруженного двумя палками Дэна Иносанто с гибкой лозой «бако», но во время первой же схватки Иносанто его лозу расколол, и Маленький Дракон решил воспользоваться нунтяку.
Простой хлыст, являющийся гибким прутом, достаточно слабое оружие, и хотя такое оружие так и именуемое «ветка» (кит. «тя») в Китае существовало, но было быстро вытеснено более сложными вариантами.
Мало кто знает, что используемые в уличных драках снятые с автомобилей роликовые антены, как оружие было известно в Китае еще в VII веке и называлось «бянь» (кит. «плеть»). Таким оружием очень часто дрались китайские военачальники, и в списке восемнадцати классических видов оружия Китая под словом «бянь», которое значит и «хлыст», и «плеть», понималась именно «жесткая плетка», состоящая из нескольких наборных элементов, обычно насаженных на гибкую ось наподобие позвонков. «Позвонки» эти могут быть бамбуковыми или металлическими, круглыми, квадратными или иметь более сложную конфигурацию. Бянь имеет четко выраженную рукоять, которая иногда даже отделяется, от ударной части гардой различной формы. Такими плетками сражались, например, герои романа «Речные заводи» Хуянь Чжо, происходивший из семьи, издревле владевшей искусством боя парным хлыстом, или Суть Ли, прозванный за искусство владения этим оружием «Маленьким Юйчи Гуном» в честь легендарного мастера боя этим оружием. Жесткой плеткой выполнялись все варианты рубящих и хлещущих ударов, ею хорошо отбивались от меча и копья, но тяжелый концентрированный удар (например, прямое попадание камнем) приводил к тому, что плетка рассыпалась на части. Вес такого хлыста мог достигать 12—13 цзиней, т. е. почти 7 кг, но с такими тяжелыми плетями ходили только богатыри. Обычный же вес этой плети составлял порядка 1, 5 кг.
Наиболее часто встречаются следующие виды традиционной китайской плети «бянь». Цзыбянь имеет четкую рукоять с круглой гардой и длину боевой части 70 см, состоящую из элементов цилиндрической формы, диаметр которых составлял 2, 25 см у гарды и 1, 6 см на конце. Четкого острия эта плеть не имела. Шаолиньская медная плеть, звенья которой по форме подобны стеблям бамбука, ранее имела длину 5 чи, но потом укоротилась до 3-х. Плеть «тигриного хвоста» (кит. «хумибянь») состояла из пяти звеньев и имела в длину 2 чи 4 цуня. Еще одна плеть имела звенья квадратного сечения и общую длину 3 чи, каждое ее звено имело длину 1 цунь 3 фэня. 3 чи в длину имела и «плеть сановника» (кит. «тайшибянь»), состоящая из шестнадцати звеньев круглого сечения, разделенных между собой кольцеобразными перегородками большего диаметра. Помимо этих видов хлыста существовали еще «плеть Бога Грома», «плеть Юичи Гуна», «плеть семьи Цинь» и много других.
Хотя жесткую плеть, в отличие от роликовой антенны нельзя свернуть и положить в карман, она и по сей день остается активным оружием. При сдергивающем ударе или ударе с оттягом в щель между элементами такой наборной плети легко может защемиться одежда или кожа. Действовать ею не подготовленному специально бойцу нетрудно, а отражать ее удары нелегко. Те, кому приходилось уже в наши дни обороняться против подобного оружия, со мной согласятся.
Другим способом модернизации лозы была попытка ее заточить. В результате получилась очень гибкая и очень упругая металлическая лента, заточенная с обеих сторон до остроты бритвы. В Китае эта лента имела форму традиционного прямого обоюдоострого меча «цзянь» и называлась «гибкий меч». На арабском Востоке она имела форму пояса и. называлась «поясным мечом» или «поясом-мечом». Такой меч обматывался вокруг талии и был скрыт кушаком. Иногда он, наоборот, надевался поверх толстого и широкого кожаного пояса, и его рукоять, не имеющая четкой гарды, служила как бы пряжкой, фиксируя противоположный конец ленты. При выдергивании рукояти меч с силой распрямлялся. Такой гибкий меч был очень удобен для тайных операций, поскольку его сложно было заметить при обыске и даже при прохождении легендарных «магнитных ворот», охранявших вход в покои китайского императора и имевших потенциал такой силы, что оружие, скрытое за пазухой или в рукаве, приходило в движение, что заставляло хозяина инстинктивно за него хвататься.
Индийский гибкий меч «уруми» имеет длину порядка 150 см (иногда даже более) и может представлять из себя не одну, а несколько таких заточенных металлических лент. Уруми — табельное оружие тамильского боевого искусства калари паятту.
Гибкий меч — оружие очень интересное и коварное — многое зависит от того, под каким углом движется лента. При хлещущих ударах плашмя ею можно работать как простой плетью или бичом, вырывая у противника полосы кожи и заставляя ленту выгибаться в любую сторону. Но если удар делается ребром, он ничем не отличается от удара мечом, и если лента в этот момент была не выпрямлена, а имела форму синусоиды, рана имела ту же форму. Про мастеров работы гибким мечом рассказывают, что они могут легким движением сбрить противнику бакенбарды или перерубить деревянную дощечку так, что разрез будет иметь волнообразную форму. Конечно, таким мечом можно только резать, а не рубить. И целят им в незащищенные участки тела, в основном, в горло.
Классическим вариантом обычной плети можно работать с не меньшей эффективностью. Придерживая гибкую часть, ею можно работать как короткой палкой, выполняя хлещущие удары и тычки. Блокировать можно не только рукоятью, но и гибкой частью, натянув ее второй рукой. Рукоять можно держать как прямым, так и обратным хватом. Плеткой очень удобно проводить «стреляющие» удары, захлестывать руку с оружием и само оружие. Ударом плети или кнута можно убить теленка или сломать позвоночник собаке. Кротким вариантом плети — нагайкой — можно легко раскроить череп волку, а ее башкирский или калмыцкий вариант с вплетенной проволокой и стальным грузиком на конце так и называется «волкобой». Именно нагайку использовала раньше конная полиция для разгона демонстраций. Плетка с крючками вырывала клочья мяса и часто использовалась как средство устрашения или оружие наказания. «Девятихвостая кошка» активно использовалась во флоте вплоть до XIX века практически во всех странах. Даже детям нашим она хорошо знакома как грозное оружие Карабаса-Барабаса. Некоторые варианты многохвостой плетки имели разную длину концов, что существенно усложняло противодействие им. Один из них имел весьма любопытную конструкцию. В рукояти было просверлено горизонтальное отверстие, через которое была свободно пропущена веревка с грузиками на обоих концах, и длину их можно было регулировать прямо в ходе боя.
Самым ужасным вариантом обычной плети, пожалуй, можно счесть применяемый в чхонмёдо «каттим» (кор. диалект, «рубящая плеть»). Ее боевая часть состояла как бы из коротких заточенных секций — некий гибрид между обычной плеткой и гибким мечом типа «уруми», заканчивавшийся наконечником копья. Чтобы лучше себе представить, как она выглядела, можно сравнить ее с ее современным аналогом, иногда применяющимся в уличных драках, — цепью от бензопилы, насаженной на рукоять. Удар такой плетки прорывал любой кожаный доспех, выдирая куски из спины, или мог срубить, как топором, молодое деревце, или перешибить древковое оружие. В отличие от уруми, каттим мог не только прорезать, но именно разрубить или даже отсечь руку или ногу противника. Наконечник его конусообразной или пирамидальной формы при «стреляющем ударе легко пробивал железный лист кирасы или шлема. Рукоять также заканчивалась острием в виде стилета или имела скрытый в ней достаточно длинный нож.
Разновидностью рубящей плети можно считать и плетку, боевая часть которой сделана из заточенных колец или шайб.
Еще один вариант плетки, известный, в основном, в Китае, происходит, скорее всего, от короткого секционного оружия. Гибкая китайская плеть, также обозначающаяся иероглифом «бянь», состоит из рукоятки, нескольких гибких звеньев, выполненных обычно из металла, соединяющихся напрямую или кольцами. Заканчивается она наконечником копья. Такая плетка в сложенном виде легко скрывается в кармане, но представляет из себя весьма грозное оружие, техника работы которым построена, в основном, на разнообразных кругах, восьмерках, проворотах. Это практически многозвенная цепь на рукояти. Звеньев в ней может быть от 3-х до 36-ти, но наиболее часто встречаются 7—13. Самый распространенный вариант—девятизвенная плеть (кит. «цзюцзе-бяиь»), работу которой очень часто можно видеть в китайских фильмах. Привязываемые к рукоятке и острию цветные платки выполняют как отвлекающую роль, так и служат определенным тормозом, замедляющим вращение концов для лучшего контроля над ними. Длина такой плети может быть очень разной. Особо длинные варианты ее доходят до 9 чи, и работа ими уже напоминает работу собственно цепью. Девятизвенная плеть имела в классическом варианте длину в 5 чи 3 цуня, но современный спортивный ее вариант несколько короче. Техника работы девятизвенной плеткой очень красива. Ее то собирают в кулак, то «выстреливают» ею из него. Можно ее вращать, держа за середину, можно — держа за рукоять. Плеть то закручивается вокруг его ноги или локтя, чтобы затем изменить траекторию вращения. Особенно запоминается момент, когда человек лежит на спине и, подпрыгивая в таком положении, крутит плеть под собой. Девятизвенная плеть используется и в парном варианте, и в паре с китайским мечом «дао», как оружие для левой руки.
Некоторые варианты таких гибких плетей имеют дизайн в виде извивающейся металлической змейки, некоторые имеют как бы отростки, отходящие от каждого сочленения.
Интересной комбинацией меча и плетки служит и «цзяньбянь» (кит. »меч-(-плеть»). К рукояти китайского меча «цзянь» длиной в 3 чи со стороны навершия крепится гибкая металлическая плетка длиной в 4 чи. На первый взгляд, техника работы таким оружием очень сложна, на самом же деле ею работают так же, как управляют длинной кистью, подвешенной к навершию такого меча. При правильной работе руки и верной постановке лезвия цепь не только не задевает хозяина и не мешает работе собственно меча, но и сама выполняет активную как отвлекающую, так и атакующую функцию.
Некоторые варианты китайских плетей, правда, гораздо ближе к классическому варианту. Одна из них — «ганьшаньбяиь», имеет рукоять длиной 3 чи и боевую часть длиной 4, 5 чи, на которую нанизано 24 шарика или на которой завязано 24 узла. Техника работы ею в чем-то напоминает гимнастические упражнения с лентой. Другой вариант похожей плети — «ганьцзыбянь» (кит. «плетка на рукояти), называемая еще «сыюйбянь» (кит. «плеть Западных областей), имеет длину рукояти 4 чи, которую держат двумя руками. Ее боевая часть заканчивается копейным наконечником. Весит она 3—4 ляна.
Завершая разговор о плетках, вспомним еще одну китайскую плеть, выполненную в виде коровьего хвоста. Ее длина 3 чи 3 цуня, и работают ею подобно тому, как корова машет своим хвостом.
Любой человек, который видел фильмы из серии «Индиана Джонс», не может не помнить верный бич главного героя — классический вариант подобного оружия. Бич гораздо длиннее плети и тем более хлыста. Обычно в исходном положении он скручен в кольцо подобно лассо, в 2—3 оборота. Его длина достигает нескольких метров, но благодаря тому, что его сечение плавно сужается к концу, и он имеет тонкий и очень подвижный кончик, мастер бича способен этим его кончиком выполнять буквально «ювелирную» работу. Те из них, кто выступает на цирковых подмостках, гасят с расстояния в несколько метров заженные свечи, «вынимают» сигареты изо рта ассистента, «подбирают» с земли носовой платок и т. п. Тяжелым бичом можно не только выбить оружие из руки противника или повалить его, захватив и дернув на себя его ногу, но и слегка придушить за шею и даже сломать руку. В рукоятке бича обычно прятали кинжал, и когда опутанного бичом противника подтаскивали к себе, он вступал в бой. Бичом, свернутым в кольцо, можно было поймать противника как петлей.
В боевых искусствах бич применялся и на Филиппинах, где был известен под названием «латиго». Там, как и повсюду, «гражданский вариант» бича использовался пастухами, пасшими крупный рогатый скот. Военный же имел на конце острие, работа которым была наиболее эффективной при «стреляющих» ударах.
Если в Китае наиболее употребим во время военных действий был хлыст или жесткая плеть, то в Европе это был кистень, занимающий промежуточное положение между плетью и цепом. Стремление добиться увеличения силы удара и огибающей способности короткого цепа привело к удлинению соединительной цепи и превращению цилиндрической боевой части в шарообразную металлическую гирю. Рукоять кистеня могла быть как длиной в предплечье, так и быть совсем короткий — чуть длиннее кулака. Длина, толщина, конфигурация цепи или соединительного ремня могла быть различной, но обычно не превышала 0, 5 м. Гиря могла быть различного диаметра и снабжаться шипами. Типичный пример такого кистеня — европейский «моргенштерн» (нем. «утренняя звезда»). Как и плетка, кистень (в англоязычной литературе его очень часто объединяют с цепом) мог иметь два или три хвоста, обычно одинаковой длины.
По сравнению с плеткой работа кистенем несколько проще. Им гораздо сложнее делать «стреляющие» удары, захватывать противника, «опоясывать» его спину — получается единичный, но очень мощный удар, который не захватывает, а отшибает. Ударом кистеня можно легко промять шлем вертикальным или боковым ударом. Как и плетью, кистенем можно было работать на обратном хвате, атакуя спину противника в обход его защиты. Человек, вооруженный кистенем и ножом или коротким мечом, как правило, легко одерживает верх над щитоносцем в схватке один на один.
В Европе развитие кистеня пошло по двум направлениям. Одно превратило его в миниатюрный цеп с очень коротким соединительным звеном (таким он стал как оружие рыцарей) и небольшой шипастой овальной формы ударной частью. Другое, народное, сделало его очень грозным оружием в виде мощного шара на цепи или веревке. Он мог быть как древковым оружием — вспомним гуситов и их молотило, так и просто тяжелым шаром на ременной петле вместо рукояти. Таким, например, было славянское «гасило». Этот шар носили сжатым в кулаке и в решающий момент толчковым движением выбрасывали его вперед, прямо в лоб противнику. Кистень, как и топор, часто встречался на Руси, особенно как оружие ополченцев. В уличных драках он применялся и применяется по сей день.
В Индии кистень обычно имеет несколько хвостов, заканчивающихся небольшой гирькой. Длина этих цепей равна длине древка и составляет порядка полуметра. Четко фиксированная рукоять с навершием и ограничительным кольцом в конце палки, к которой крепились цепи, указывает на то, что работали им одной рукой как цепом.
В Японии классический вариант кистеня был известен под названием «кусари-тигирики» и мог снабжаться гардой для защиты руки и подлавливания вражеского оружия. К классу кистеней относится также и «синоби-дзуэ»— приспособление ниндзя, представляющее собой полый шест со скрытой внутри цепочкой с грузилом на конце. Внезапно выпущенная, такая цепь могла захлестнуть или оглушить противника. Существует вариант синоби-дзуэ, в котором такие цепи «утоплены» в шест с обеих сторон.
В Юго-Восточной Азии употреблялся двуручный кистень «най». Собственно, это был не столько кистень, сколько палка длиной 115—120 см, имевшая на одном конце острие, а на другом—короткую, длиной около 40 см, цепь с гирькой на конце. Найем можно было работать и как кистенем, и как короткой палкой или копьем, придерживая цепь рукой.
Разновидностью оружия, состоящего из жесткой рукояти и гибкой боевой части, можно условно считать и японскую «кусари-гаму» (яп. «серп с цепью»), особенно ее варианты с короткой цепью. Мы же, однако, будем рассматривать это оружие, в первую очередь, как разновидность серпа.
«Волшебной плетью» на Дальнем Востоке называли и собственную косу, в которую могли вплести гирьку или воткнуть острый гребень. Техника боя косой как плетью была развита, в первую очередь, в Северо-Западной Корее (кор. «пакчхики») и граничащих с ней районах Китая.