Шаолиньцюань
Шаолиньцюань - стиль, который окутан легендами
Уже одно название этого стиля внушает одновременно и трепет, и уважение. Что неудивительно, ведь история его развития началась в очень давние времена, а мудрость и умения мастеров веками передавались из поколения в поколение. А как может не вызывать благоговения то искусство, которое прошло через сотни лет, но так и осталось востребованным и актуальным?
Полное название данного стиля звучит так: «Шаолинь-Сы Цюань-Шу». В переводе это означает «Искусство кулачного боя монастыря Молодого Леса». В разных источниках этот стиль можно встретить также под такими названиями: Шаолиньское ушу , Шаолинь-Цюань.
Этот стиль начал свой путь в стенах буддистского монастыря Суншань Шаолинь. Шаолиньсы в переводе означает «Монастырь молодого леса». Известно, что монастырь был основан в 495 году в горах Суньшань в уезде Дэнфэн на территории современной провинции Хэнань. Свое название монастырь получил из-за того, что гора, на которой была построена обитель, чуть ниже по сравнению с другими горными пиками в этой местности, и поэтому казалось, что лес, который окружал Шаолиньсы, чуть ниже, чем в других местах. Так возникло название этой легендарной обители.
Совсем не случайно именно здесь было выбрано место для строительства монастыря. Гора Суньшань считалась одним из священных горных пиков Китая, где жили бессмертные даосы и селились святые отшельники. Изначально монастырь представлял собой лишь несколько деревянных построек. Первым настоятелем монастыря был буддийский монах Бато (跋陀).
История возникновения стиля шаолиньцюань достаточно необычна. Согласно легенде, в 520-м году 28-й патриарх буддизма и индийский миссионер Бодхидхарма оказался в Китае, где его стали называть Дамо или Путидамо. Он говорил, что в Китай нужно привнести «истинный свет учения», и с этой целью отправился к императору. Хотя император и поощрял буддизм, но Бодхидхарму не одобрил, и тот отправился путешествовать по стране, надеясь найти приверженцев. Прошло какое-то время, и миссионер пришел в провинцию Хэнань к Монастырю молодого леса (Шаолиньсы), что стоял на горе Суншань. Но даже там его не восприняли всерьез. Потому что он говорил том, что истина изначально находится в душе человека, а не в каких-то книгах или словах. Но Бодхидхарма был не из тех, кто быстро сдается. Он решил не словом, а делом доказать, что его учение действительно является правильным и разумным. Для этого он сел лицом к стене и начал медитировать. Чем в течение последующих 9-ти (!) лет и занимался совершенно непрерывно. Такой невероятной внутренней силой монахи были поражены. И, находясь в крайней степени изумления, наконец-то приняли учение Дамо. Но по причине того, что он 9 лет провел в сидячем положении, Путидамо не смог ходить. Только даже это не сломило его дух и не остановило его. Более того, благодаря какой-то необычной гимнастике Дамо довольно быстро вернул себе способность нормально передвигаться. Потом Бодхидхарма объяснил монахам, что нужно равное количество времени посвящать занятиям и пассивной медитацией, и непосредственно боевыми искусствами. С этого момента и начинается история шаолиньцюань .
По крайней мере, так какое-то время было принято считать. А на самом деле вся эта история — всего лишь красивая легенда. Да, она заставляет восхититься и задуматься, но это не делает ее реальной. А как же тогда все начиналось? Ответ на такой вопрос непросто найти. Ведь уже в те времена боевые искусства в Китае были крайне популярны, и многие занимались их изучением. В том числе и монахи Монастыря молодого леса. Известно лишь, что этот монастырь был основан в 495-м году, хотя также известно, что на этом месте еще в начале V века существовал даосский монастырь. Но этого маловато, чтобы выстраивать какие-то догадки. Вокруг монастыря Шаолиньсы, как и вокруг стиля шаолиньцюань , кружится великое множество разных легенд. Только определить, какая из них — просто красивая сказка, а какая — настоящая и правдивая история, базирующаяся на фактах, довольно сложно.
Шаолиньцюань обозначают при помощи 6 иероглифов, каждый из которых несет в себе информацию о том, каким должен быть поединок, и о том, как следует изучать данный стиль. Наработка, соответствие, храбрость, быстрота, свирепость и подлинность — таковы эти 6 иероглифов.
`Наработка' означает, что мастерство должно быть совершенным. Как гласит поговорка, "кулак бьёт тысячу раз, корпус движется естественно". В действиях кулаками нужно чтобы проникновение в суть достигало сверхъестественности, была живая манёвренность, нужно демонстрировать `один приём на одну позицию', в атаке есть защита, в защите есть атака. `Соответствие' --- ци должно двигаться в соответствии с делаемым, защиты должны согласовываться с атаками, помогая силе и следуя форме, не входя в лобовое столкновение с надвигающимся приёмом, четырьмя лянами можно извлечь тысячу цзиней. `Храбрость' - это решительность. Появилась возможность - и атакуешь без колебаний. `Быстрота' - это скорость. В движении подобен убегающему зайцу, окидываешь взглядом - будто летящий лебедь. `Свирепость' означает, что в движениях должна быть сила. `Подлинность' - это означает, что не надо тренировать красивых пустых движений; приём за приёмом, форма за формой если не удар - то защита, но в защите есть удар, в ударе есть защита.
В шаолиньском ушу есть, как стили внутренней работы, где главное - мягкость, так и стили внешней работы, наполненные жёсткой силой. К настоящему времени стилей внешней работы - подавляющее большинство. Внутреннюю и внешнюю работу различают по специфике искусства, вне зависимости от школы. Если в основном тренируют мышцы, кости и кожу - это внешняя работа; если в основном тренируют внутренние органы, нервную систему и органы чувств (то есть цзин, ци и шэнь) - это внутренняя работа.
Изучать этот стиль начинают с базовой техники (цзибэньгун). Она включает в себя разминку и подготовительные упражнения. Потом учат приемы или «чжао». Все обучение разделяют на 4 части. Первый раздел называется «цюаньшу» или «цюаньфа», он ориентирован на одиночную работу руками и ногами, без применения оружия. Тут изучают стойки, подготовительные упражнения, передвижения, основные удары и блоки.
Но уже в этой части встретятся и акробатические элементы, и 40 разных таолу. Основное отличие второго раздела состоит в преобладании парной работы, но также добавляется саньда (свободный бой). Третий раздел посвящен изучению искусства владения 18-ю видами традиционного китайского оружия. К слову, в список такого оружия входят довольно разнообразные предметы: и мотыга, и монашеский посох, и длинный шест, и цепь, и прямой меч, и т. д. Последний раздел основан на дыхательно-медитативных упражнениях. Его цель — сформировать и развить умение управлять ци. И четвертый этап не менее важен, чем все предыдущие, ведь именно он позволяет достичь высшего уровня в познании стиля шаолиньцюань .
В настоящее время к таолу шаолиньского кулачного искусства можно с уверенностью отнести следующие: да хунцюань (большой кулак Хуна}, сяо хунцюань (малый кулак Хуна), паоцюань (пушечный кулак), лоханьцюань (кулак архатов), чжаоянцюань (кулак обращённый к солнцу), мэйхуацюань (кулак сливы мэйхуа), тунбицюань (кулак рук [Хань] Туна), чанчуйцюань (кулак длинных ударов), цзиньганцюань (алмазный кулак), цисинцюань (кулак семи звёзд), синьиба (захват сердца и мысли), кулачные методы пяти животных (дракона, тигра, леопарда, змеи и журавля), синьицюань (кулак сердца и мысли) и жоуцюань (мягкий кулак). В парные таолу входят: кулак шести соединений хватания за руки, кулак шести соединений раскрывания рук, кулак шести соединений хватания ушей и кулак шести соединений идущих лошадей.
Основные виды оружия: копьё, широкий меч, прямой меч, шест, пернач, крюк тигриной головы, серп для травы, костыль, игла лошадиного зуба, лопата с полумесяцем, черепашье кольцо, чехол трёх колец, девятизвенный хлыст, стекловидный шар, трёхсекционный цеп, цеп, кинжал, цзи (китайская алебарда, гибрид копья с клевцом), трезубец и "удобная лопата".
В смешанные таолу входят: с голыми руками против широкого меча, с голыми руками против копья, с голыми руками против кинжала, алебарда против копья, широкий меч против копья, шест против копья, серп для травы против копья, пара широких мечей против копья, шест высотой до бровей против копья, костыль против копья, костыль против шеста высотой до бровей, удобная лопата против копья, секционный хлыст против шеста, пернач с хлыстом против копья, полумесяц против копья, полумесяц против пернача, цеп против копья. Имеется также очень много ещё не известных шаолиньских таолу, распространённых в народе.
Помимо этого ещё есть методики циньна, методы боя на короткой дистанции, "Ицзиньцзин" ("Трактат о преобразовании мышц"), много видов тренировки жёсткой и мягкой работы.
Специфическая манера и яркие особенности шаолиньского ушу таковы: подъёмы и опускания, наступления и отступления происходят по одной линии, подъёмы поперечные - опускания продольные. Так как шаолиньское кулачное искусство утверждалось в боях, атака и защита там происходит фронтально или с боковой стороны, незачем тратить силы и ходить кругами. "Кулак бьёт на пространстве, где может улечься корова". Это означает, что в бою наступления и отступления делаются шага на два-три, поэтому при занятиях шаолиньским ушу нет ограничений по площадке и оборудованию.
Кроме того в шаолиньском ушу при ударах кулаком (ладонью) рука согнута в локте - и в то же время не согнута, выпрямлена - и в то же время не выпрямлена, это тоже вызвано необходимостями реального боя. Рука слишком выпрямлена - не останется сил на возвращение, и если она будет схвачена сильным противником, то руке причинится вред; слишком согнута - может не достать до цели.
В шаолиньском кулачном искусстве требуется согласованное использование внутренних трёх координаций (сердца и мысли, мысли и ци, ци и силы) и внешних трёх координаций (кистей и стоп, локтей и коленей, плеч и бёдер). Манера шаолиньских кулачных методов такова: движешься - подобен ветру, стоишь - подобен вбитому гвоздю, тяжёл - словно железо, лёгок - словно листок, защищаешься - словно девственница, нападаешь - как свирепый тигр. Есть поговорка: "У кулака есть форма, у удара нет формы". Её смысл в том, что кулак при тренировке таолу можно увидеть, но в реальной схватке из-за молниеносной скорости трудно разглядеть его форму. Правило кулачного искусства гласит: "Нет приёмов, нет блоков - будет лишь один удар, проявились приёмы и блоки - ударов будет несколько десятков".
К прикладным методам также относятся правила "внешне свиреп - внутри спокоен", "поднять шум на востоке и атаковать на западе", "указать вверх и ударить вниз", "пустое и полное используются параллельно", "есть методы для инь, есть методы для ян". Движения ловкие и мощные, смысл глубокий - и выражен просто. Сила используется ловко и в изобилии содержит реактивность, в жёстком встречается мягкое, в мягком встречается жёсткое, жёсткое и мягкое помогают друг другу.
При этом в шаолиньском ушу обращают огромное внимание на трансформации наступления и отступления, пустого и полного, в стратегии прорабатывают "встречаешь жёсткое мягкой трансформацией, встречаешь мягкое жёстким наступлением". В закалке основным методом является столбовое стояние, в который входят столбовое стояние в позиции мабу, столбы знаков `цзы' и `у', столбы-стулья, столбы сливы мэйхуа и т.д. "Столбовое стояние" - база шаолиньского кулачного искусства, важнейший способ натренировывания силы ног и урегулирования дыхания. Натренировал "столбовое стояние" - и в движениях будешь устойчивым словно гора Тайшань, коренной сустав не будет колебаться.
Шаолиньцюань является очень красивым, богатым и эффектным стилем ушу . Но и, конечно же, он достаточно сложен для изучения. Говорят, что для обучения только базовым техникам потребуется потратить около 10 лет.
И это при условии ежедневных шестичасовых тренировок. Так что, перед тем, как начинать занятия по шаолиньцюань, стоит задуматься о том, получится ли и в дальнейшем отдавать столько времени этому боевому искусству.