Ваш браузер устарел. Он имеет уязвимости и может не показывать все возможности на этом и других сайтах. Обновить браузер с Яндекса
закрыть

Чацюань

Чацюань - стиль, которому начали обучать в благодарность

 

ушу


Чацюань (кит. 查拳; Pin: Zhaquan). - это один из методов ведения боя на длинной дистанции. Первоначально он достиг расцвета в Западном Лу (Шаньдун) в окрестностях уезда Гуаньсянь, а потом постепенно распространился на весь Китай и по всему миру. По словам учителя Чан Чжэньфана, исследовавшего его истоки, нет ни литературных ни исторических документов на эту тему, и можно основываться лишь на передаваемых из поколения в поколение традиционных историях. Вот почему наследников традиции чацюань трудно представлять одного за другим.
Согласно передаваемым из поколения в поколение историям, был расцвет чацюань при династии Тан, но неизвестно, как тогда называлось это кулачное искусство.
По заслуживающим доверия источникам, чацюань назван так по фамилии использовавшего этот стиль Ча Шанъи. Ча Шанъи также называли Ча Ми или Ча Мир (в разных источниках по-разному), он был мусульманином из Синьцзяна, жившим при династии Мин. Его молодость пришлась на то время, когда японские бандиты вторглись в приморские районы провинций Фуцзянь и Чжэцзян. Тогдашний правитель династии Мин издал императорский указ о наборе добровольцев для отпора агрессорам. Из чувства патриотизма Ча Ми вступил в армию, идущую на восток. В долгом пути по плохим дорогам, карабкаясь в горы и переправляясь через реки, он заразился тяжелой болезнью и, не достигнув пункта назначения, слег. Товарищи оставили его поправляться в уезде Гуаньсянь в Западном Лу. Местные простолюдины очень уважали этого патриота, так далеко ушедшего от родных мест, и заботливо ухаживали за ним. Там после нескольких месяцев лечения он постепенно поправился.
Поздней осенью после уборки урожая крестьяне во множестве ходили на ток потренироваться в боевом мастерстве. Однажды вечером Ча Ми, выйдя погулять за деревню, дошел до тока и увидел тренирующихся там земледельцев. Вначале он ничего не показывал, но потом стал часто приходить на ток и решил передать свое мастерство этим гостеприимным и прямодушным людям, отплатив тем самым за добро. Этот его поступок был встречен горячим одобрением. С той поры натренированное за много лет боевое искусство Ча Ми распространилось в среде крестьян Западного Лу. Династии Мин и Цин - период расцвета боевых искусств по всей стране, не был исключением и уезд Гуаньсянь, ну а после передачи Ча Ми боевых методов мода на ушу в нем достигла невиданных размеров. После смерти Ча Ми люди, чтобы увековечить его память, стали называть переданное им боевое искусство по его фамильному иероглифу. Отсюда и пошло название чацюань. Преемником Ча Мира со временем стал Ша Лян из того же уезда. Он стал известен, как отличный боец и даже получил прозвище «Господин Ша Лян — Летающая Нога».
По другой легенде во время мятежа, поднятого в 755 г. могущественным губернатором северо восточной окраины Китая Ань Лушанем, император Су цзун на подавление беспорядков отправил целую армию. В ее составе был отряд уйгуров из западных районов Китая, в котором находился молодой воин по имени Хуа Цзун. Когда отряд двигался через уезд Гуансянь провинции Шаньдун, Хуа Цзун неожиданно заболел и командир отрадя принял решение оставить его в одной из деревень на излечение. Поправившись, Хуа начал зарабатывать на хлеб преподаванием некоей системы самозащиты, которую он называл «Блоки и удары» (цзяцзыцюань). По прошествии определенного времени Хуа Цзун решил основать здесь школу ушу и вызвал в деревню своего учителя Чжа Юаньи. Вместе они создали новый стиль, который местные жители и назвали чацюань. В память о Хуа Цзуне в арсенал стиля вошли несколько комплексов, которые сегодня называются хуацюань .

ушу


В чацюань, в отличие, к примеру, от наньцюань, важное место занимает тренировка ног. Когда Ча Ми решил обучать людей, то сначала он заставлял их регулярно отрабатывать таньтуй, чтобы натренировать цзибэньгун. И только после всего этого Ча Ми приступал к преподаванию таолу чацюань. Таньтуй представляет собой двадцать восемь упражнений. Они соответствуют двадцати восьми буквам, которые включает в себя арабский алфавит. Но называя это таньтуй, обычно, тренируют лишь первые десять упражнений, потому, что все остальные считаются куда более сложными. А для того, чтобы помочь ученикам освоить их, было создано два комплекса под названием туйцюань, что в переводе означает «кулак ног». Но несмотря на то, что основной упор как при тренировке таньтуй, так и в целом в этом стиле, делается на технику ног, координирование движений ног и движений рук тоже занимает важное место в обучении. Когда Ча Ми проводил занятия, он нередко повторял, что для того, чтобы заложить основы таньтуй, тренироваться надо очень и очень старательно, и многократное повторение и отработка движений — это именно то, что нужно, чтобы получить хороший результат. И это не пустые требования. Усердные тренировки в самом начале могут значительно упростить обучение на последующих этапах.
В данном стиле имеется десять таолу, которые являются основными. Хотя, на самом деле, их двенадцать, потому что к первому и второму добавляется еще и по вспомогательному комплексу. К слову, все движения таолу имеют свои специальные названия. Более того, существуют даже рифмованные правила, в которых изложены все требования, что необходимо учитывать при выполнении.
Идеология основного мусульманского стиля была тесно связана с исламом. Тренировки по чацюань проходили обычно во внутренних дворах мечетей. Перед занятиями, как и перед  намазом, совершалось традиционное мусульманское омовение. Чацюань стал одним из самых эффективных боевых стилей ушу . Его отличают сложная траектория передвижений, изобилие прыжков и стремительных разворотов. Наносились удары ребром ладони, колющие удары пальцами в уязвимые места.
Многие мусульмане, практиковавшие чацюань, владели искусством «железной рубашки», не чураясь демонстрировать свое умение перед публикой. Подтверждение этому мы можем найти в рассказе известного китайского новеллиста Пу Сунлина (1640–1715 гг.), в котором описываются подвиги некоего мусульманина Ша. Он безболезненно выдерживал удары в грудь тяжелым бревном, пальцами отрубал голову быку, пропарывал ему брюхо.
Мусульмане путешествовали по всей стране в качестве торговцев и охранников караванов с товарами, селились в разных местах. Поэтому мусульманские стили ушу сейчас можно встретить во многих районах Китая.
В 1862 г. крупное восстание хуэйцев под предводительством мастера ушу Ду Вэньсю вспыхнуло в провинции Юньнань, перекинувшись оттуда в юго западные и северо западные районы Китая. Накануне Синьхайской революции 1911 г. мусульмане начали преподавание ушу практически во всех крупных городах. В Кайфэне открыл свою школу боец мусульманин Хуан Бинсин, ученик знаменитого мастера Ли Лаоцуня из уезда Гуаньсянь. Школы ушу появились в Шанхае, Нанкине, Сучжоу. Несмотря на то, что чацюань продолжал считаться символом мусульман, в эти школы начали брать и «пришлых». Когда в 1928 г. в г. Нанкине была основана Центральная академия национального искусства, чацюань был введен в программу ее обучения.
Чацюань — стиль не только известный, но и богатый именами великих мастеров, о каждом из которых можно рассказывать часами, потому что это были действительно мудрые и сильные люди, и, к тому же, прекрасные бойцы. В списке мастеров чацюань можно увидеть такие имена: Чжан Цянь, Чжан Цивэй, Чжан Вэньгуан, Пан Линьтай, Чжан Линмэй, Ван Цзыпин, Ван Сяожун. Но это далеко не полный перечень, на самом деле мастеров чацюань намного больше.