Ваш браузер устарел. Он имеет уязвимости и может не показывать все возможности на этом и других сайтах. Обновить браузер с Яндекса
закрыть

Цзуйцуань

Стиль пьяницы - Цзуйцуань   

 

ушу

 В последние десятилетия, благодаря многочисленным гонконговским кинофильмам, многие люди уверены, что одним из самых знаменитых стилей Ушу является "Стиль пьяницы". Однако придется их разочаровать. В китайском Ушу, помимо сложных и разветвленных стилей, существуют и отдельные комплексы и системы упражнений, которые сами по себе не относятся ни к какому стилю. Одним из таких комплексов является комплекс "Цзуй ба сянь" ("Опьяневшие восемь небожителей"). Этот комплекс является иллюстрацией популярной истории про восемь святых небожителей, которые однажды сильно перепились. Эти восемь святых небожителей - восемь святых даосской мифологии: Люй Дунбин, Ли Тегуай, Чжан Голао, Хэ Сяньгу, Хань Чжунли, Хань Сянцзы, Лань Цайхэ и Цао Гоцзю. Комплекс состоит из восьми частей, каждая из которых имитирует движения, соответствующие одному из святых. Есть и другие комплексы, инсценирующие эпизоды из популярных легенд и литературных произведений. Например, существуют комплексы, имитирующие сцены из романа Ши Найаня "Речные заводи": "Опьяневший Тай Бай", "Пьяные спотыкания У Суна" и "Пьяный Лу Чжишэнь громит ворота храма". Но, повторим, это не был "Стиль пьяного", это были отдельные комплексы, распространенные в той или иной местности, либо являющиеся частью других стилей (например, в стиле Цайлифо имеется комплекс "Цзуй ба сянь", в стиле Цисин Танланцюань (кулак семизвездного богомола) имеется комплекс "Цзуй лохань"
("Опьяневший архат") и т.д.).  

ушу


  В 1970-х годах знаменитый гонконговский режиссер Лю Цзялян с киностудии "Shaw Brothers" чтобы повысить популярность боевиков-кунфу предложил снимать не просто драки, а целые стили Ушу. Одной из его удачных находок было изобретение "Пьяного стиля". Идея была подхвачена и другими режиссерами, Лю Цзяхуй в фильме "Пьяный шаолиньский монах" и Джеки Чэн в фильме "Пьяный мастер" прославились на весь мир. Исполнивший роль "пьяного мастера" Юань Сютянь, продолжая эксплуатировать золотую жилу, в период с 1976 по 1980 год снялся в полутора десятках художественных фильмов про "Пьяный стиль". Параллельно в КНР в рамках развития Гимнастики Ушу, чтобы повысить зрелищность соревнований, также решили придумать свой "Пьяный стиль". Спортсмен из шанхайской сборной Ушу Шао Шанькан при помощи вице-президента Всекитайской ассоциации Ушу Цай Лунъюня на основе распространенных в народе "пьяных" комплексов составил комплекс "Цзуйцюань" ("Кулак опьяневшего"). Чтобы этот комплекс можно было добавить в программу соревнований по Гимнастике Ушу, были выброшены движения, которые имели прикладную ценность но были внешне незрелищны, и в то же время добавлены различные акробатические движения: падения, спотыкания, кувырки, перевороты. Затем кто-то вспомнил, что согласно легендам знаменитый китайский поэт Ли Бо (значащий для Китая примерно то же, что и Пушкин для России), любил, подвыпив, демонстрировать друзьям свою технику обращения с мечом. На основе этой легенды был составлен комплекс "Цзуйцзянь" ("опьяневший с мечом"). Комплекс без оружия был опубликован в Гонконге в выходившей параллельно на китайском и английском языках книжной серии "Библиотечка журнала `Чжунхуа Ушу'", и стал широко известен в мире. Надо отметить, что сам Шао Шанькан вовсе не желал полной утери боевой направленности. Он считал, что добавив зрелищных движений удастся спасти стиль от полного забвения. Рассказывая о создании Цзуй-цюань, он писал: "Другой руководившей нами мыслью было сохранение боевого характера движений. Боевой характер - основное отличие гимнастики Ушу от других видов спорта.
 

ушу

С точки зрения боевой техники пьяная форма движений ценна для запутывания противника. Потому атакующие и защитные движения искусно вплетены в пьяную форму движений, позволяя неожиданно достичь победы." При создании "пьяной" манеры движения было учтено, что во внешне неустойчивых позициях спортсмен на самом деле не должен терять равновесия. Это было реализовано за счет того, что при движении в момент потери равновесия направление движения меняется и равновесие восстанавливается. В отличие от прочих стилей Ушу, в Цзуй-цюань направление взгляда не совпадает с направлением движения. С точки зрения формы Цзуй-цюань делится на подражание чуть подвыпившему, подражание выпившему лишку, подражание пьяному в стельку и подражание упившемуся до умопомрачения. Проявляются эти формы в амплитуде движений, изменениях взгляда и скорости перемещений веса в промежутках между движениями. Проявляются они и также в движениях на земле - спотыканиях, падениях, кувырках и переворотах. Эти изменения движений и духа проходят красной нитью сквозь весь комплекс, проявляя тем самым различные степени опьянения. Основные методы действий руками в "Стиле пьяницы" - это точечный удар, накрывание, рубка, втыкание, зацеп, захват, срывание и заворачивание; основная форма кисти - "рука держащая чарку" (большой и указательный палец сжатой в кулак руки немного разведены, словно держа чарку).
Восемь методов использования этой формы кисти:

  • Точечный удар: при ударе большой и указательный пальцы упираются друг в друга (получается то, что называют "кулак - глаз феникса"), сила достигает второй фаланги указательного пальца, как выброс так и возвращение должны быть быстрыми, целями удара могут быть голова, лицо или грудь противника.
  • Удар: точки приложения силы те же, что и при точечном ударе, но выброс силы более длинный, цели удара - голова, лицо, грудь или промежность противника.
  • Сдавливание: большой и указательный пальцы идут друг к другу, сдавливая горло противника.
  • Проламывание: сила достигает верхней части указательного пальца, цели удара - подбородок или промежность противника.
  • Надавливание: точка приложения силы - низ кулака, надавливание по движению противника.
  • Блокирование: для правой руки при блокировании влево точка приложения силы находится на основании ладони, при блокировании вправо - на внешнем крае запястья.
  • Затягивание: точка приложения силы - основание ладони и ребро ладони, следуя движению противника затягивать его в сторону - назад.
  • Обматывание: следуя движению противника с обматыванием наступать вперёд или отступать назад.

 

ушу

Основные методы взгляда:

  • Просто смотреть: смотреть прямо. Нужно чтобы весь дух пронизывал и концентрировался в одной точке. Взгляд не должен ни чуточки колебаться, он должен быть подобен коту бросающемуся на мышь.
  • Смотреть украдкой: смотреть прямо на близкорасположенную точку, взгляд не должен устремляться слишком далеко.
  • Прицеливаться (презирать): смотреть по диагонали, во взгляде должно читаться презрение. Внешне должно казаться будто бы вы презираете противника, пренебрегаете им, что должно обмануть противника, на самом же деле вы осторожно поднимаете защиту, очень внимательно следя за движениями противника.
  • Смотреть искоса: быстро бросить взгляд. Кажется что никакого смысла в этом нет, но на самом деле вы сбиваете с толку противника.
  • Смотреть дурацки: взгляд остолбеневший, производящий впечатление тупого и ничего не соображающего. Это тоже способ сбить с толку противника.
  • Презрительно щуриться: прищурившись смотреть по диагонали вниз, очень небрежно, словно пренебрегая противником, производя впечатление ничуть не заинтересованного.

10 методов использования силы в цзуйцюань:

  • Прикосновение: кистью руки, локтем, плечом или каким-нибудь еще местом на руке соприкоснувшись с противником на основе собственных ощущений наблюдать за направлением приложения противником силы, после чего определять изменение метода. Надлежит достичь того, что "человек не знает меня, лишь я знаю человека".
  • Приклеивание: соприкоснувшись рукой с какой-либо частью тела противника следовать его движениям и приложению силы, не отрываясь ни на мгновение.
  • Сверление: соприкоснувшись с противником винтовым движением проникнуть в брешь.
  • Затягивание: когда противник бьёт меня, действую по направлению его силы, не позволяя его силе достичь меня и затягивая противника в пустоту.
  • Отрезание: в затягивающем движении за мгновение до того, как сила противника пойдёт обратно взять противника под контроль.
  • Контролирование: прямое контролирование силы противника, моя сила идёт над ним, когда ци противника уходит и основа опустошается я продвигаюсь и осаживаю его.
  • Поднимание: поднимание силы противника вверх, когда его сила идёт над моей я продвигаюсь и пресекаю его удар.
  • Опускание: ци опускается вниз делая всё тело единым целым, моя сила берёт верх над силой противника.
  • Использование: улучив момент я пользуюсь силой противника, вынуждая его потерять равновесие или беря его под контроль, продвигаюсь и бросаю.
  • Выбрасывание: всё тело целостно, сила концентрируется в одной точке и идёт на противника.
  • Цзуй-цюань от прочих стилей отличается пьяным обликом движений, пьяной формой запутывают противника. В бою требуется чтобы был "образ пьяный - ум трезвый", "шаг пьяный - сердце трезвое", "руки скорые - глаза быстрые", "шаг ломкий - тело живое", "жесткое и мягкое пронизывали друг друга". В движениях нужна скорость и живость, побеждаешь противника с такой скоростью, что "грохот грома еще не успевает достичь ушей после вспышки молнии". В тактике используют такие правила, как "пусто - защищать, полно - атаковать", "остриё атаки - избежать", "случилась брешь - проникнуть", "поднять шум на востоке и ударить с запада".