Хуацюань
Хуацюань - стремительный, изящный, свободный стиль ушу
Хуацюань — быстрый, красивый и эффективный стиль, ориентированный на ведение поединка на дальней дистанции. В переводе «хуацюань» означает «кулак драгоценностей».
Сформирован он был в тот период, когда под девизом «Цяньлун» правила династия Цин. Создателем стиля хуацюань считается Гань Фэнчи (родом из Цзяннина). В труде под названием «Цюань юн мин Тянься», что переводится как «Кулачные бойцы, известные на всю Поднебесную», автор говорит об этом мастере, как о человеке, обладавшем почти сверхъестественной силой, который, к тому же, знал как внешние, так и внутренние аспекты кулачного искусства, и поэтому никто не мог одержать над ним победу. Кстати, Гань Фэнчи не только сформировал основы нового стиля, но и поработал над тем, чтобы об этом виде ушу не забыли, и для этого написал труд, который назвал «Хуацюань цзун цзянфа», что в переводе означает «Общее описание хуацюань».
Также во время правления династии Цин стиль хуацюань был передан от Цзяна Чжэцуня к Ли Таньюэ, от которого он и достался Яну Эчжоу (Ян Вэньлань).
Можно сказать, что хуацюань объединил в себе лучшее из различных известных стилей ушу . Тут можно увидеть элементы и стилей категории дуаньда, и стилей категории чанцюань .
Как и у любого стиля, у хуацюань есть и практика, и теория. В данном виде ушу теория включает в себя «4 выхода», «8 методов» и «12 типов». Составляющие части 4-х выходов таковы: ти (бить ногой) и да (бить рукой), шуай (бросать руку) и на (хватать). 8 методов включают в себя шоу фа (методы действий руками) и туй фа (методы действий ногами), шэнь фа (методы действий корпусом) и бу гун (искусство шага), цзин гун (работа с цзин) и ци гун (работа с жизненной энергией ци), шэнь гун (работа с шэнь), а также ли гун (работа с силой). Описание же 12-ти типов не только содержит в себе весомую долю мудрости, но и очень красиво звучит. Ведь 12 типов — это «двигаться будто гигантская волна, останавливаться будто большая гора, подниматься будто обезьяна, опускаться будто сорока, стоять словно петух, стоять словно сосна, поворачиваться как колесо, гнуться словно лук, быть лёгким словно листик, тяжёлым словно железо, медленным словно орёл, а быстрым словно ветер»
Всего хуацюань содержит 89 разнообразных приемов. А основное внимание при изучении данного стиля направляют на то, чтобы научить бойца правильно и быстро отбивать атаки. К слову, любая защитная комбинация движений одинаково рассчитана и на атаку рукой, и на атаку ногой. В этом плане защиту в хуацюань можно назвать универсальной. Но на защите в этом стиле не принято останавливаться. После нее сразу же должна быть произведена контратака. К бросковым техникам контратаки в хуацюань относятся движения с такими названиями: «обезьяна срывает сердце», «небожитель закрывает лицо», «вырваться из когтей смерти» и т. д. После того, как защита была произведена, бойцы совершают удары с ничуть не менее поэтичными именами: «обернуться и упасть на колено», «жёлтый орёл хватает ухо» или «разорвать тигровый обхват».А различные защитные захваты в этом стиле имеют называются «феникс расправляет крылья», «мгновенная ладонь Гуаньинь», «летящая ласточка падает на землю» и т. п. Характерное их отличие заключается в том, что в этих захватах с целью защиты против соперника применяется его же сила.
Для тренировок по хуацюань существуют и определенные правила. Для того, чтобы получить от занятий конкретный и ощутимый результат, важно научиться хорошо двигаться и вперед, и назад, спокойно совершать повороты, мгновенно и вовремя останавливаться, и подниматься, и опускаться быстро и т. д.
Известными последователями этого стиля были Дин Юйшань, Цай Гуйцинь, Ло Цинпин, Чжан Цзиян, Цай Лунъюнь и многие другие. История стиля хуацюань полна именами действительно великих мастеров.