Ваш браузер устарел. Он имеет уязвимости и может не показывать все возможности на этом и других сайтах. Обновить браузер с Яндекса
закрыть

Фоханьцюань

 

ушу


На стыке трех провинций - Хэбэй, Хэнань и Шаньдун - цветет прекрасный цветок ушу: фоханьцюань

 Фоханьцюань (кулак буддийского богатыря) — это удивительный  стиль из мира боевых искусств; это искусство ближнего боя с короткими ударами, захватами и бросками. В убийственном искусстве железных когтей фоханьцюань удары, захваты и броски соединяются воедино, присутствуют яростность и скорость, жесткие удары и жесткое наступление, приемы подобны взрывающемуся бамбуку. Словно имеешь пару когтей, рвешь и рвешь без остановки, бой непременно кончается смертью противника.   В реально-боевом убийственном искусстве прорабатывают "орлиный взгляд — жесткость, тигриное сердце — злостность, обезьянье лицо — сущность, собачья поясница — ловкость, петушиное клевание риса — скорость". В правилах стиля сказано: "Железные когти фоханьцюань догоняют человека, когти туда и когти сюда — набрасываются на лицо, методы действий когтями пронизывают весь бой, непрерывные методы действий когтями превосходят толпу, методы железных когтей нелегко увидеть, слева и справа пара когтей не расслабляется, от начала и до конца боя результативность велика, методы действий железных когтей нелегко использовать. Сердце излучает злость, руки излучают яд, методы действий железными когтями натренированы до совершенства".

Фоханьцюань - это парные таолу, состоящие из 24 парных комплексов, разделяющихся на верхний, средний и нижний уровни. Из 8 врат превращением получаем 24 формы, 24 формы превращаются в 72 руки; есть еще 36 ног - таким образом, всего имеем 108 приемов. Один прием - три удара, один удар - три защиты, и защищаешься и бьешь, чем дальше - тем больше, изменяя схемы. Начиная тренировку, не упираешься и не падаешь, мягкое и жесткое содержатся друг в друге, следуешь форме и трансформируешь, ловишь момент и атакуешь, атака и защита координируются, соединения строгие, прекрасный образ на большой площади, это действительно драгоценность мира ушу.

Фоханьцюань передается от Цзя Юнлоу (по прозвищу Пинси, буддийское имя Гуанмин) из деревни Бэйцзячжуан уезда Чанъюань провинции Хэнань. Согласно преданиям, в начальные годы династии Цин Цзя Юнлоу прибыл в Даминфу и дрался там с различными местными учителями кулачного искусства, ни разу не потерпев поражения. После этого фоханьцюань и начал распространяться в тех местах. По словам его ученика внутренних покоев Чжан Цзиньчжуна, было обучено две тысячи человек - воистину небывалый расцвет.
Согласно хроникам, фоханьцюань относится к шаолиньскому направлению, для различения поколений используются иероглифы "нэй, чу, шань, сы, туань, тун, шэн, го, шао, нянь, юн, чжэ, энь, ли, до, цзюнь, ю, минь, цзэ, ань" [прим.перев. - имеется в виду, что подобно установленному порядку дачи имен шаолиньским монахам, в этом стиле имена учеников нового поколения содержат соответствующий иероглиф. В настоящее время относящимся к поколению "сы" уже под девяносто лет.  Умеющим  выполнить двадцать четыре парных комплекса - лет по 60-70. Поэтому спасение фоханьцюань - этого драгоценного культурного наследия - дело, не терпящее отлагательств.
Ныне распространенный фоханьцюань делится на большой каркас и малый каркас. Фоханьцюань большого каркаса распростирается на большой площади, большие раскрывания и большие смыкания, выстрелы дальние - поражения далекие. В фоханьцюань малого каркаса - ловкость мелкого и плотный ритм, шаг подвижный - тело ловкое, техники действий руками мастерски переходят одна в другую. С точки зрения порядка движений таолу и технического содержания, у фоханьцюань большого и малого каркасов много общего и мало различного, но вот методы действий корпусом различаются довольно сильно.
24 августа  1989 года, учителя фоханьцюань из уезда Дамин 68-летний Ян Хуайли и 65-летний Су Шижун нанесли визит законоучителю Хайдэну в монастырь Суншань Шаолинь, где провели с ним сравнение техник ушу. Законоучитель Хайдэн был необычайно восхищен фоханьцюань. Он сказал: "Я преподаю несколько десятилетий, но подобного стиля еще не видывал. Этот стиль полностью состоит из парной работы. Такое редко встретишь в нашем ушу".