Ваш браузер устарел. Он имеет уязвимости и может не показывать все возможности на этом и других сайтах. Обновить браузер с Яндекса
закрыть

Уданпай


  Уданпай -  Боевое Искусство небожителей.


 

ушу


Много есть путей, тем не менее Великий Путь не найти на карте.
Много есть имен, тем не менее, это лишь слова, и суть ими не передать:
Ведь безымян и не нарекаем источник творения,
Но у разнообразной вещи есть отнюдь не неизвестная мать.
Тайна сия ждет прозрения.
Лишь желаний лишенное око способно ее раскрыть;
Тот же, кто опутан цепями страсти,
Видит лишь показных явлений лик.
 ( Лао-цзы, Дао Дэ цзин, ст. 1)


Термин УШУ существует с начала XX века, раньше использовались термины «цзицзи», «цзи-цяо», «цзиюн», «цюаньшу», «цюаньюн». Последнее из этих названий «цюаньюн» - самое древнее, оно упоминается в «Книге песен» - «ШИЦЗИН», датируемой XI-XII веками до нашей эры.
Ушу имеет огромное количество стилей и школ. Практически в каждой провинции Китая, а порой и в каждой деревне есть свой стиль или хотя бы вариант стиля ушу. Наиболее известными считаются, по одним сведениям, 130 стилей, по другим - 80.
Каждый из них имеет свое название. Как правило, в него входит слово «кулак» (цюань) и ряд признаков: место создания (южный, северный, Шаолиньский, Уданский, Эмэйский) определяет место, где создавался данный стиль;
Сходство боевых движений с движениями животных (кулаки обезьяны, когти орла, богомола, журавля), породило такое направление кунг-фу, как подражательные стили (сянсинцюань).
 Особенность движений (длинный, скользкий, мягкий) - объясняет разницу в тактике конкретного стиля;
имя создателя школы (стиль Ян, Чэнь, Ча, Мо, Хун) – дёт определение, кто основал данный стиль. Но бывают и характерные для китайцев образные названия стилей («Цветок сливы», «Красный кулак» и т.д.).  

 

ушу

ушу


 
Из поколения в поколение передавались легенды о создателях различных школ ушу. Например, считалось, что родоначальником стиля «Обезьяны» (Хоу-цюань) был сам царь обезьян – Сун У Кун. Появление стиля Синь-И цюань - традиция связывает с легендарным полководцем Юэ Фэем. Согласно легенде, знаменитый стиль «Пьяницы»  Цзуйцюань, был разработан монахом Лу Чжишенем, согласно другой - знаменитым поэтом Ли Бо, а стиль «Потерянный след», или «Лабиринт» -Мицзунцюань , - бывшим воспитанником Шаолиньского монастыря монахом Янь Цином.
Все эти легенды, где история переплеталась с вымыслом, рождали чувство общности у мастеров ушу с национальными героями, одухотворяли выбранный ими путь.
Исторически сложилось так, что в старом Китае в одно и то же время существовали три крупных центра ушу, каждый из которых имел особенные, только ему присущие черты. Эти центры стали родоначальниками трех основных направлений традиционного (или народного) ушу: шаолиньского, уданского и эмейского.
 

ушу


ушу

Первые упоминания об Уданских стилях относятся к XVI веку, когда Чжан Сунци основал стиль нэйцзяцюань (кулак внутренней семьи) и противопоставил его шаолиньскому стилю. В XVII веке генерал Ван Чжэннань, отказавшийся служить династии Цин, удалился в отшельничество в северную часть провинции Чжэцзян, где успешно пропагандировал систему боя удандао (путь гор Удан) среди местных чиновников.  
Уданское направление ушу сформировалось на базе религиозно-философского учения даосизма, связанного с постижением человеком его «Дао», то есть Пути. Согласно историческим источникам китайский даосизм сформировался при династии Восточная Хань в 142 г. Известно, что в это же самое время даосизм приходит и на гору Удан. Уданская даосская школа являлась в те времена известной и весьма влиятельной. В эпоху Южных и Северных династий, 420г-589гг, даосизм на Удане продолжал развиваться. После того, как появляются Священные тексты, посвященные Уданскому горному божеству Чжэн-У-Шэн, на горе Удан появлялось все больше и больше даосов-отшельников. С династии Тан до эпохи Пяти Царств там находят пристанище известный Уданский даосский отшельник по имени «Волшебный Врач» , «Один из Восьми Бессмертных» и другие. При династиях Сун и Юань власть еще более стали почитать Уданское горное Божеству Чжэн-У-Шэн. Уданские даосы-отшельники в это время интенсивно совершенствовались во внутренней алхимии.    
Во время династии Мин Уданский даосизм при поддержке Императора достиг расцвета и процветал еще 200 лет.
Основателем даосизма считается легендарный  старец Лао-цзы, оставивший после себя единую книгу "Дао Дэ цзин", в которой изложены основные принципы Учения. В центре философии даосизма лежит идея универсального Пути всех вещей – Дао; оно порождает весь мир и все явления, само при этом оставаясь вечно невидимым и не проявляющимся.
Три патриарха даосизма Лао-цзы, Чжуан-цзы, Ле-цзы соотносили понятие "Дао" только с понятием "Путь", при этом в их концепции ничего не говорится о цели, о мокше, нирване, просветлении, Боге. Главное для каждого адепта - найти свой Путь, но его нельзя найти, следуя за кем-нибудь, поскольку Дао похоже на полет птицы в небе, который не оставляет за собой следов. "Дао означает быть на Пути и пребывать так, чтобы не быть отдельным от Пути, это существование едино: человек не может быть отдельным от него. Отделение, или идея отдельности весьма иллюзорны. Для даосских отшельников внешнее было неотделимо от внутреннего, то есть неподготовленное тело не могло стать обителью высшей мудрости и духовного совершенства. Вот почему они разработали различные психорегулирующие системы, сочетавшие в себе дыхательные упражнения, оздоровительную и военно-прикладную гимнастику, а также строжайшую диету.
Даосизм, основываясь на учении о двух началах Инь и Ян, пяти первоэлементах (первопричинах) и Ба Гуа (циклических изменениях всех вещей во времени),  стремился достичь равновесия между этими изначальными  силами, что давало человеку путь к бессмертию. За два тысячелетия даосские монахи, исходя из «Книги перемен», создали сложную систему оккультных наук, геомантии и хиромантии. По всему Китаю шла молва о чудесах, творимых подвижниками Дао, об их умении летать, вызывать землетрясения, повелевать громом.   Идея Дао имела в будущем безграничное значение в чань-буддизме, неоконфуцианстве, а также во всех военных искусствах Востока. Не случайно понятие "дзюцу" ("искусство") менялось на "До" ("Путь") по мере развития японских военных искусств, ведь, по существу, Дао - это один из основополагающих принципов медитации, которая также не имеет цели, а является ею в разный  момент состояния Чистого, незамутнённого  разума.
 

ушу

ушу

Создавая гимнастические комплексы, даосы стремились укрепить внутренние органы, добиться эластичности мышц, подвижности суставов, прочности сухожилий, чуткости нервных окончаний и хорошего кровообращения. Физические упражнения были неразрывно связаны с дыхательными. Желая постичь секрет долголетия, монахи пытались перенять способы дыхания у животных и птиц, живших дольше человека.
Статические  позы со временем превратились в подвижные,  и  послужили основой так называемых «звериных» стилей.
Первый из дошедших до нас трактатов ушу Уданского направления был написан в III в. лекарем- даосом Хуа То, назывался он «Игры пяти зверей». Его автор еще при жизни стал человеком-легендой, а после смерти он был обожествлен. Хуа То писал: «У меня есть своя система упражнений... В ней используются движения тигра, оленя, медведя, обезьяны и птицы. Система эта излечивает болезни, укрепляет тело и сохраняет здоровье на долгие года.»  
Дальнейшее развитие эта система получила в даосской секте «Высшей чистоты»  где
произошло формирование Уданского направления как методики достижения здоровья и долголетия путем психомедитативного проведения энергии Ци по 12 каналам внутри тела; дыхательных, психофизических упражнений на основе звериной гимнастики; сексуальной практики; диетологии.


ушу

ушу

ушу

 

Считается, что мягкие стили  (Тайцзи цюань, Багуа, Синь-И цюань), представляющие Уданское направление, зародились в III-V веках, а становление их произошло в IX-XIII вв. - блестящем периоде китайской истории.
 Все эти системы стремились привести человека в состояние естественности, единства с окружающим миром.  Основополагающим законом этих Школ считалось, что тот, кто совершал или провоцировал нападение, нарушал это единство и равновесие и как чужеродный элемент был обречен на гибель. Отсюда приоритет обороны над нападением.
В Уданском ушу, часто встречается образ Мягкого и Слабого, побеждающих Твердое и Сильное. В бою ловкость и увертливость одолевают грубую физическую силу. Податливость обращает натиск врага против него самого, использует его силу для его же уничтожения. Более двух тысячелетий тому назад Лао-Цзы написал: «В Поднебесной есть путь к постоянным победам и путь к постоянным поражениям. Путь к постоянным победам называется слабостью, путь к постоянным поражениям называется силой. Оба эти пути легко познать, однако люди их не знают...
…Идущему впереди тех, кто слабее его, грозит опасность от равного ему; идущему впереди тех, кто сильнее его, не грозит опасность... хочешь быть твердым, сохраняй твердость с помощью мягкости; хочешь быть сильным, береги силу с помощью слабости».

ушу


ушу

   
Основные принципы всех мягких стилей Уданского направления сводятся к следующему:

Непрерывность и взаимосвязанность сменяющих друг друга движений.
Плавность и округлость движений.
Своевременное расслабление, позволяющее «двигаться, будучи в покое и будучи в покое оставаться настороже». Все тело должно быть подобно мягкому шару, наполненному энергией.
Гармония внешнего и внутреннего движения. Работа рук, ног, бедер - это внешнее движение, а контроль над дыханием, разумом и волей - внутреннее.
Сочетание мягкости и твердости. Внешняя мягкость и расслабленность порождают предельную жесткость в момент удара или блока. «Корень сокровенной пружины произрастает из сердца» - такая фраза неоднократно встречается в Уданском ушу. Следует научиться устранять все отвлекающие мысли, сосредоточившись на сути движений.
Все эти движения, сгруппированные в строгой последовательности, и представляют собой сложный узор из простых и сложных движений, связанных конкретной целью боевых комбинаций  известны под названием «тао».  
 

ушу


ушу


Гора Удан при разных династиях была знаменита достижениями выдающихся даосских отшельников, которые следовали Законам Природы, стремились к бессмертной жизни, занимались совершенствованием и тела и духа, ценили и мастерство и мораль. Именно в период расцвета даосизма известный даос-отшельник Чжан Сан Фэн (в народе его называли "Живой Святой дух"), на достижениях выдающихся даосских отшельников, живших при разных династиях, и  основал на горе Удан систему Удан-Нэй-Цзя цюань - Уданский Внутренний Кулак. Учитель Чжан Сан Фэна – Инь Литин (которого исследователи именуют по его прозвищу - Хо Лун) – учил его Даньцзин дафа. Так же Чжан Сан Фэн внимательно наблюдал за животными и изучал  их  методы «нэйгун» – «внутренней работы». Результатом и стало создание тайцзицюань (наряду с уже изученными Чжан Саньфэном стилями уцзицюань, уданцюань). Причём, детище Чжан Саньфэна правильнее назвать и новым методом, и новым принципом, и комплексом-таолу одновременно. Поскольку существовал он в виде 13 форм, являющихся прикладной (боевой) реализацией принципа, осознанного Чжан Сан Фэном в результате практики нэйгун. В этой системе были собраны в единое целое: даосская философия, теория нападения и защиты, пришедшая из древнего китайского Ушу, а так же метод внутренней алхимии. Именно на этих источниках сформировалась собственная теория Удан Нэй Цзя цюань. Эта теория постулирует, что внутри человека залегает Сила (цюань), обладающая нападающей и защищающей формами. Системы Инь-Ян, Ба-гуа, теория Пяти элементов, являются ядром теории Уданского Ушу. Поэтому в Удан Нэй Цзя цюань ценится мягкая пластичная, округлая форма, которая обладает одновременно и жесткостью и мягкостью. Уданский кулак Нэй Цзя Йюань всегда внешне выглядит мягким и гибким,  технические движения  извилисты - напоминают движения шелковой ткани на ветру, пластичны и легки. Но на самом деле Удан-цюань в каждом своем движении скрывает силу, которая способна нападать и защищаться, наступить и отступить тысячами способов.
Таким образом, в системе Удан Нэй Цзя Цюань (Уданский Внутренний Кулак) сочетающиеся и дополняющие друг друга, внешняя Форма и Внутренняя Сила, используются, как для поддержания хорошего здоровья и самообороны, так и для лечения многих болезней. Более того, этот метод, останавливает старение и омолаживает внутренние органы. В Китае существует поверье, что у змеи жизнь очень продолжительна и что в конце своего жизненного срока, змея превращается в могучего и сильного дракона.  
Древнее сокровище - Уданское Тай-цзи цюань - не случайно зародилось именно в горах Уданшань. Удан-тай-цзи цюань  тесно связано с даосской философией и культурой.

ушу


ушу


Легенда о создании Тай Цзи Цюань гласит:
 «Весной, в марте, даос-отшельник Чжан Сань Фэн ездил на лодке в город Цзюнъ-чжоу и потом по Святой дороге отправился на Гору Удан. Пройдя мимо даоского храма Ин-ень гун («Встреча с Добротой»), он увидел перед собой на склоне горы, внизу цветущие персики, а вдоль дороги росла ива. Удивительная красота этого места привлекла даоса-отшельника. Он снял соломенные сандалии, сел на лугу и через некоторое время заснул. Его разбудил шипящий звук. Он пошел на звук и увидел свернувшуюся кольцами и поднявшую голову змею. Змея спокойно смотрела на крупную дикую кошку и, высунув язык, ждала нападения последней. Кошка приготовилась к прыжку, выпучила глаза и оскалила зубы, готовая убить змею. И вот кошка прыгнула... Змея молниеносно ушла в сторону. Атака не удалась. Кошка стала искать Змею, а Змея, тем временем, уже ужалила ее. Кошка взбесилась и с удвоенной силой бросилась на Змею, но Змея опять грациозным движением увернулась. Первая была подобна тигру или льву: бешенная, агрессивная и возбужденная, Змея же спокойная и тихая, но со скрытой силой. После нескольких неудачных бросков Кошка несколько раз поранилась, а Змея осталась целой и невредимой.
Чжан Сань Фэн засмотрелся и в его голове возник вопрос: почему мягкая Змея смогла победить большую дикую Кошку?
Раньше Чжан Сань Фэн уже изучил систему Длинный Кулак и, обойдя множество мест, так и не нашел себе достойного противника, поэтому считал, что уже овладел самой совершенной техникой. Но после того, как он увидел «битву дракона с тигром» он тут же понял, что сам еще далеко не является первым в Поднебесной бойцом, что «нет предела совершенству» и что, если не будет дальше совершенствовать свое мастерство, то в конце концов проиграет, и кто-то его обязательно победит. Тогда он решил внимательно изучить движения змеи, обращая большое внимание на внутренние силы: ведь змея победила Кошку, ибо в мягкости есть жесткость, а в стойке скрыто движение, сила прячется и «внутри тысячи ходов», и, только всегда практикуя такой подход, можно стать непобедимым. В это время Солнце спряталось за горой. Чжан Сань Фэн понял, что место, где он наблюдал «битву дракона с тигром» обязательно станет удачным местом и именно там он впервые стал заниматься Внутренним ушу.
Предки считали, что Чжан Сань Фэн на этом месте получил просветление в Дао и основал систему Внутрений Кулак, поэтому этот склон до сих пор носит его прозвище Ла-та. От Чжан Сан Фэна берёт начало направление Саньфэнпай, долгое время развивавшееся самостоятельно, но в середине династии Цин слившееся с изначальным направлением Хуньюаньпай. После чего это единое направление и следует называть Уданпай. Распространенные теперь во всем мире стили Чэнь, Ян, Сунь, У и т.д. унаследовали именно эту теорию и форму  Удан Нэй Цзя цюань.    
В даосских книгах сказано: «Дао не должно передаваться всем и каждому». Именно это определение и послужило тому, что долгое время Удан пай не был известен широкой публике, всегда был окутан покровом мистики и тайны.
Следующая легенда хорошо иллюстрирующая этот принцип:
Император Юн-Лы, узнав о Чжан Сан Фэне, отправился на Гору Удан, чтобы встретиться с Мастером и получить от него секрет вечной молодости. Но Чжан Сань Фэн недолюбливал всех чиновников, включая императора. Оставив лестные отзывы императора без ответа, он поднялся на гору и исчез, и никто не знал, где он... Император никак не мог успокоиться, и после этого случая все время думал, как бы ему заполучить секрет вечной молодости. Тогда он построил на горе даосский храм и назвал его Юй-Чжен гун, что означает «Встреча с Истиной». Другой храм император велел построить на том месте, где даосский отшельник занимался Удан-цюань, а в храме повесил подобно иконе изображение Чжан Сань Фэна в надежде на его возвращение. Но Чжан Сань Фэн избегал встречи с императором и не хотел учить его Уданской секретной технике. С того времени, когда он спрятался от императора, он стал еще более строго отбирать себе учеников и даже установил, что в каждом поколении будет только один его личный ученик. Ученик должен был соответствовать следующим требованиям: быть нестяжательным, бесстрастным, аполитичным и способными на преданность.
   

ушу


В современном  мире постепенно все меняется и эти изменения не обошли стороной ни Уданское Кунг фу, ни сам  Даосизм. Скрываемая ранее от посторонних глаз система Уданпай становиться более доступной. Пять лет назад, в Уданшань Муантин  были открыты несколько Школ для иностранных студентов решивших изучать Уданпай и даосизм у истоков этого знания. С 2004 по 2010  было проведено четыре чемпионата мира по традиционному Ушу,  где даооские монахи достойно представляли Уданпай.    
 В самом Уданшань Муантин каждый год в ноябре,  проводятся внутренние чемпионаты по Уданпай, где представлены классические направления этой Школы ушу.

ушу


   
В настоящее время наиболее типичным Уданским стилем считается Удан тайи усин циньгту (захваты и набрасывания пяти первостихий и Великого Одного с гор Удан), коротко называемый уданьцюань (кулак гор Удан). Стиль создал даосский наставник Чжан Шоусин в конце XV века. В стиле 23 приема, тренировка разделяется на тренировку шагов и тренировку рук, существуют 35 методов действий руками и 18 методов перемещения. Победа достигается за счет захватов, набрасываний и блокировок, ноги шагают по дуге, перемещения идут по извилистым, «змеиным» траекториям, усилие прикладывается по спирали, упор делается на трансформацию усилия, а не грубую силу. Как и в других даосских системах, в этом стиле параллельно прорабатывают методы ведения боя и методы оздоровления тела.

ушу


 

ушу

Другим известным Уданским стилем является Кунмэньцюань (кулак врат пустоты). Согласно легенде, его создал плотник Сунь Тинчжан из провинции Хубэй. В этом стиле имеются такие комплексы, как лунша (форма дракона), хуши (форма тигра), фэнши (форма феникса), яньши (форма ласточки), лунхудоу (бой тигра с драконом), хучжаныпань (гора тигриной войны), билунчжу (дракон наседает на жемчужину), лунхучудун (дракон и тигр выходят из пещеры), бачай (восемь ломаний).
 

ушу

ушу


Интересным стилем является Юймэньцюань (кулак врат рыбы). Назвали стиль так потому, что выброс силы здесь подобен тому как бьется рыба. Другое название — Уфэн бэнли (с силой налететь на пять пиков; «пять пиков» — это голова, плечи, локти, ягодицы и колени). В этом стиле мягким побеждают жесткое, следуют движению и покоряют противника.

В стиле Цзягун шибатуй (18 ног девяти дворцов) основным являются удары ногами. Для каждого метода есть как способ одиночной тренировки, так и способ тренировки в паре.

ушу


 
Довольно популярным стилем является Уданцзянь (уданские методы действия мечом-цзянь). Меч-цзянь являлся одним из атрибутов даосского монаха, участвовал в религиозных церемониях; неудивительно, что он попал в разряд «табельного оружия». Эти  комплексы можно тренировать в одиночку, но также существует детально разработанный варианты  комплекса для двух человек.
И конечно же Тай Цзи Цюань Чжан Сан Фэна, во всём своём многообразии, является  фундаментальной  основой  всех стилей Уданпай.