Ваш браузер устарел. Он имеет уязвимости и может не показывать все возможности на этом и других сайтах. Обновить браузер с Яндекса
закрыть

Тунбэйцюань

Тунбэйцюань - стиль ушу, который считали секретным

 

ушу

  Существует достаточно интересный для изучения стиль ушу , который называется тунбэйцюань , что переводится как «кулак сквозной подготовки». Истоки данного стиля нужно начинать искать еще в середине XIX века, во времена правления династии Цин. Именно тогда некий Пань Вэньсюэ, который занимался толкованием эдиктов, проживал в уезде Цансянь (провинция Хэбэй). По заветам Янь Сичжая он совмещал изучение боевых искусств и тех наук, которые тогда было принято называть гражданскими. Те знания, который он получил в процессе обучения, Пань Вэньсюэ решил сохранить в небольшом стихотворении, которое в переводе будет звучать так: «Через дух достигать метаморфозы, держать в запасе десять тысяч пронизанных Единым; законы и форма могут пронизывать, тело и применение — готовы». Что интересно, в оригинале первая и вторая строчки этого четверостишия начинаются на «ТунБэй», а третья и четвертая заканчиваются таким же образом.
Со временем Пань Вэньсюэ начал обучать других своему искусству. Учеников у него было не много, а поэтому ничто не мешало мастеру считать свое учение тайным. Более того, он требовал, чтобы в случае возникновения каких-то вопросов ученики отвечали, что изучают боевое искусство, которое называется «тунбэй», но записывали его название неправильными иероглифами. Естественно, в итоге со стилями и названиями, которые их обозначают, возникла огромная путаница. А правильное написание названия этого стиля стало известно лишь в 1911 году. Но до сих пор тот тунбэйцюань , который переводится как «кулак сквозной подготовки», нередко путают с другим стилем, чье название звучит также, но переводится как «кулак выбрасывания силы от спины» и, конечно, пишется по-другому.
Первоначально Пань Вэньсюэ обучал людей основам пигуацюань . Но потом данный стиль изучили братья Ма Фэнту и Ма Инту. Чья мать, к слову, была родом из семьи человека, который основал бацзицюань . Так что название стиля, который братья постигли первым, абсолютно очевидно. Еще известный мастер Ли Шувэнь однажды сказал, что «если к бацзицюань прибавить пигуацюань ,то испугаются и все духи, и любая нечисть». Поэтому объединение этих двух стилей было вполне ожидаемо. А то, что получившиеся в результате этого искусство назвали тунбэй… Так уж сложилось.
Приблизительно в 1920-м году братья Ма отправились в Маньчжурию, где задержались на довольно длительный период времени. Но и там они не теряли времени даром, занявшись изучением стилей фаньцзыцюань и чоцзяо, которые им преподавали местные мастера. Некоторые элементы из этих стилей они позже добавят в тунбэйцюань, которому, кстати, они обучали желающих и тогда, когда находились на территории Маньчжурии.

Позже братья вступили в армию, которой командовал генерал Фэн Юйсян. Но и во время службы братья не прекращали тренироваться  совершенствовать свой стиль. Именно в это время они разработали комплекс тунбэйцюань , который мог послужить непосредственно для обучения солдат.
Но по окончании службы братья Ма пошли разными дорогами. Младший -Ма Инту- хорошо поспособствовал распространению и развитию стиля бацзицюань , обучая ему в небезызвестном Центральном институте Гошу. А старший -Ма Фэнту- дошел с армией генерала Фэн Юйсяна до провинции Ганьсу, где и решил остаться. Он также занимался преподаванием, но предпочел обучать людей искусству тунбэйцюань. Именно благодаря ему этот стиль широко распространился в тех краях. Его стали называть там северо-западным тунбэйцюань или боевым искусством семьи Ма, чтобы путаница с названиями и написаниями двух разных стилей не повторилась. Но Ма Фэнту не только обучал людей.   В свободное время он продолжал совершенствовать тунбэйцюань, добавляя в него все новые и новые элементы. Например, именно он привнес в тунбэйцюань приемы с использованием короткой палки.

ушу


 
Отличительной чертой стиля тунбэйцюань являются последовательные круговые удары, которые непрерывно наносятся прямыми руками и выполняются в разных плоскостях, как в вертикальной, так и в горизонтальной. Также характерным является то, что во время поединка чаще применяется бег, а не ходьба или прыжки. В сочетании с вышеописанными ударами это позволяет вести бой одновременно с несколькими соперниками.
Изучение данного стиля оказывает положительное влияние на организм. Благодаря тренировкам тунбэйцюань у бойцов существенно улучшается гибкость и координация движений.  
++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
Важнейшим источником по истории Тунбэй является трактат времен динасии Мин (1368 - 1644 гг.) "Новая книга о заслугах [в воинском деле]" полководца и мастера боевых искусств Ци Цзигуана. В нём знаменитый военноначальник упоминал наименования ряда входящих в данное направление стилей (хотя в написании их использовались другие иероглифы, однако одинаково произносившиеся (омофоны) ). [Ци Цзигуан. Цзи Сяо синь шу. Новая книга о заслугах [в воинском деле] Сост. Ма Минда. Пекин, 1988. ]. Названия и техника выполнения некоторых приемов в Тунбэй осталась такими же, какими они и были в "32 формах кулачного искусства" Ци Цзигуана.
В основу системы Тунбэй цюань вошли такие стили, как: "Кулак восьми пределов" (Бацзи цюань) "Рубящий кулак" (Пигуа цюань) "Крутящийся кулак" (Фаньцзы цюань) "Пробивающая стопа" (Чоцзяо) а также элементы стилей "Кулак богомола" (Танлан цюань) и Тай цзу цюань. Все эти стили имеют глубокие исторические корни, и могут практиковаться как самостоятельные направления.
Некоторые ученые считают, что основателем системы Тунбэй цюань был известный мастер Бо Вэньсюэ, который был хорошо знаком со стилями Пигуа цюань и бацзи цюань. Он служил чиновником в уезде Яньшань. [Кан Гэу. (Чжунго ушу шиюн дацюань) Пекин, 1995. ]. Бо воспитал целую плеяду "боевых талантов". Среди них знаменитые Сяо Хуачэн и Ли Юньбяо. У последнего учился Хуан Линьбяо, передавший впоследствии своё искусство двум братьям из семьи Ма, которые много сделали для популяризации и распространения этого искусства.
Бо Вэньсюэ сформулировал основной принцип преподаваемой им системы : "Когда всепронизывающий дух достигает изменений, то тысячи методов подготовки сходятся к единому".  Возможно, благодаря этому принципу единства стиль и стал называться "Кулак комплексной подготовки" или "Кулак сквозной подготовки". Бо Вэньсюэ, возможно, был связан с культурой закрытых религиозных сект, поэтому широкой пропаганды своих идей он не вел, а общался лишь с ближайшими учениками, в частности с Ли Юньбяо, ставшим вскоре патриархом стиля, а возможно главой религиозной секты, основой которой был Тунбэй цюань. Полное написание названия системы запрещалось показывать кому-либо, кроме посвященных. Большинству проходящих обучение система была известна под названиями "Кулак проникающих рук" (Тунби цюань) или омофон исконного наименования "Кулак ударов через спину" (Тунбэй цюань). Смысл заключался в том, что стиль Тунби цюань действительно преподавался в тех же районах, вполне открыто, был весьма популярен и непосвященный легко путал с общеизвестными стилями. Хотя стили сильно различались, их базовая подготовка содержала много общего. Поэтому большинство дилетантов "подмены" не замечали.

ушу


 
Несомненная заслуга в развитии системы принадлежит братьям Ма Фэнту (1888 - 1973 гг.) и Ма Инту (1898 - 1956 гг.) - мусульманам из провинции Хэбэй уезда Цайсянь. Они начали обучаться Пигуа и Бацзи ещё у своего отца и дяди (со стороны матери). В дальнейшем продолжили обучение у мастера Хуан Линьбяо от которого узнали о тайном Тунбэй цюань [Цанчжоу Ушу чжи: Обзор Цанчжоуского Ушу / Отв. редактор Чан Чэньгуан. Цанчжоу. 1991 г. ]. У него же Ма изучили Люхэцян ("Копьё шести соответствий"), Мяо дао и многое другое.
В 1912 году, приехав на северо-восток, у мастера Хао Минцзю обучились фаньцзы цюань и чо цзяо, введя в них Тунбэй цзин (основные силы в Тунбэй). Они сформировали единую систему, неизменно дошедшую до сегодняшнего дня. Ма Фэнту был образованным человеком своего времени. В 1909 году он поступил в Бэйянское высшее педагогическое училище (г. Тяньцзинь). Через год Ма Фэнту присоединился к одной из местных ячеек Объединенного Союза - Тунмэнхуэй, созданным революционным демократом Сунь Ятсеном. В 1911 года было создано Китайское общество бойцов (Чжунхуа у шихуэй). Ма Фэнту занял в нём должность заместителя председателя, а также главного тренера.
В 1920 году Ма Фэнту вместе с братом Ма Инту вступил в армию генерала Фэн Юйсяна, который был известным покровителем боевых искусств. Ма Фэнту занимал ряд административных должностей на Северо-Западе Китая, когда туда вступила армия Фэн Юйсяна, а в 1933 - 1935 гг. работал заместителем директора сразу двух учебных заведений - Академии Ушу в провинции Ганьсу и Академии национального искусства провинции Цинхай. Ма Фэнту явился одним из серьезных исследователей истории и теории Ушу, соединив в одной системе стиль длинных ударов Пигуа цюань и школу коротких атак Бацзи цюань, стиль работы ногами Чо цзяо и построенный, в основном, на действиях руками Фаньцзы цюань. Он реформировал и укрепил переданное ему искусство Тунбэй цюань.
Семья Ма остается одним из крупнейших кланов "истинного Ушу" в Китае. Четверо сыновей Ма Фэнту: Ма Инда, Ма Сяньда, Ма Линда, Ма Минда являются признанными мастерами Ушу в Китае [Чжун Хуа Ушу. Пекин. 1989 N4]. Ма Сяньда был вице-президентом Всекитайское федерации Ушу, а в 1953 году стал абсолютным чемпионом Китая по контактным поединкам и бою коротким и длинным оружием. Его младший брат Ма Минда - профессор истории Ханчжоуского университета. Тунбэй цюань фактически превратился в их семейную школу, поэтому его сегодня именуют "Боевое искусство клана Ма" (Маши уи), или "Кулак семьи Ма" (Мацзя цюань).