Ваш браузер устарел. Он имеет уязвимости и может не показывать все возможности на этом и других сайтах. Обновить браузер с Яндекса
закрыть

Тайцзицюань

Тайцзицюань -
образец стиля боевого кулачного искусства.
Происхождение и развитие 

 

ушу

«Кулак Великого Предела» или Тайцзицюань, являясь китайским боевым кулачным искусством, наверное, есть самым уникальным стилем ушу, который в течение многих лет претерпел такие значительные трансформации.
Тайцзицюань, в его первоначальном виде, является многогранным кулачным искусством, умело совмещающим очень эффективные жёсткие и мягкие техники. Ряд существующих тренировочных методик этого направления Кулака Великого Предела, как и других даосских направлений Тайцзицюань, истоком которых не является стиль семьи Чэнь, направлены на совершенствование качеств мягкости и жёсткости.
Возможно, некоторое влияние имеет и навязанное современными фильмами мнение о стилях кулачного искусства как о кулачных боях, где преобладают мощные удары руками и ногами, эффектные прыжки и т. п. На самом деле, показанные приемы ведения кулачного боя только смотрятся очень эффектно. В реальных условиях настоящего боя ощутимого эффекта они не принесут.
Каждый мастер кулачного искусства хорошо знает, что в основу мастерства ведения боя, заложен принцип максимальной экономии сил, что кардинально меняет и саму технику ведения боя, и подход к ее изучению. Умелый боец отличается тем, что провоцирует противника на беспорядочные хаотичные движения, управляя при этом течением боя относительно незначительными, с виду, усилиями.
Для примера можно назвать последовательности Пао Чуй, известные как «взрывающиеся кулаки», или «бьющие руки», как одна из стадий туй шоу. Для многих же исследователей ушу характерным есть ошибочное мнение о Кулаке Великого Предела, как о мягкой технике. Такое заблуждение вызвано отсутствием в публичных вариантах широко распространенного стиля Ян, более жёстких техник.
Принцип стиля Тайцзицюань — Кулака Великого Предела, заключается в умственном, а не мускульном усилии – расслабленность приводит к  мягкости, которая, собравшись, превращается в жесткость, затем на смену жесткости вновь приходит мягкость. За медленными движениями следуют быстрые, после быстрых вновь следуют медленные. Быстрые движения должны опережать движения противника, а медленные движения должны быть еще медленнее, чем у противника.

ушу

ушу



В основу боевого кулачного искусства Тайзицюань заложено управление вниманием противника и умение управлять пространством и временем, умение различать «пустое» и «полное», то есть слабые и сильные аспекты силы, умение принимать любую нагрузку целостностью своего тела, взрывной выброс усилия, исходя из целостности всего тела, и, наконец, на спокойствии и осознанности происходящего.
Достижению побед способствует четко выстроенная структура тела, где в основе не мускульная сила, а точность спиралевидных движений кистей и активная работа сухожилий, позволяющих каждое воздействие противника преобразовать в «спираль» и отвести по «касательной». Иногда, возможно, противнику кажется, что он просто оступился, оказавшись поверженным за шаг до победы.
Изучение Тайцзицуань имеет три стадии обучения:
Первая стадия — все нужно делать медленно, однако медленно совсем не означает безжизненно.
Вторая стадия — нужно все делать быстро, однако быстрота не есть поспешность.
Третья стадия — научившись быстро двигаться, нужно учиться мягко двигаться, и только двигаясь мягко длительное время, можно развить жесткость внутри мягкости, чтобы мягкое и жесткое друг друга дополняли.
Главными особенностями Тайцзицюань есть мягкий, как бы перекатывающийся шаг, плавные и непрерывные движения и туй-шоу («толкающие руки»). Перекатывающийся, мягкий шаг позволяет сохранить равновесие при любых передвижениях, исключая прыжки.
Туй шоу («толкающие руки»), известны также как чи-сао («липкие руки») в юнчунь (винчун), позволяют выработать умение предугадывать и чувствовать каждое движение своего противника даже по прикосновению, а также умение, сковывать движения атакующего, мгновенно переходить от защиты к атаке.
Это очень неудобно для противника, привыкшего только наносить удары и не привыкшего к тому, что его удары увязают в умелой защите. Кстати, какиэ («липкие и толкающие руки») также, хорошо, известны и в двух школах каратэ — в уэти-рю и го-дзю-рю.
Тщательно отработать уникальную технику движений Тайзицюань позволяют непрерывность и плавность движений. За счет нарабатываемого мастерства медленным выполнением комплексов, правильной техники и рациональности движений, бойцы Кулака Великого Предела добиваются в бою большей скорости.
Но все следует обратить внимание на то, что в отличие от лечебно-оздоровительного комплекса, где осваивается «мягкая» часть Тайцзицюань с преобладающей плавностью, соединенностью усилий, перетеканием и расслабленностью, отработка боевой составляющей Кулака Великого Предела требует от ученика соответствующих тренировок для укрепления и развития структуры тела, проработки связок и сухожилий, работы мышц. Еще больше требуется всемерное развитие чувствительности, умения управлять внутренними импульсами мозга, работой сознания и внимания.

ушу

ушу




Чтобы получить представление об истоках возникновения искусства тайцзицюань, необходимо уяснить понятие "тайцзи". Тайцзи - это тайсюй (оба понятия используются в древней китайской философии, означают Космос, некую первозданную субстанцию. -Прим. пер.). Атрибутом "тай" (большой, космический) является "цзи" - гипотетический предел бесконечности, то, что еще не произошло во вселенной; "сюй"- это космическая пустота, отсутствие материальных предметов, обитель Великого духа, источник Света, начало всех начал. Движение рождает светлое начало (ян), покой порождает темное начало (инь). Непрерывное взаимодействие этих двух начал лежит в основе тайцзи.
Инь-ян - эта важнейшая категория древней философии - призвана объяснить взаимодействие и взаимозаменяемость всего сущего во всем разнообразии предметов и явлений. В основе концепции лежит единство противоположностей, взаимопереход одного в другое; этот же принцип лег в основу боевого искусства, и именно по аналогии с философской категорией оно получило название тайцзицюань (цюань - досл. кулак; в широком понимании - искусство кулачного боя. -Прим. пер.). Движения в комплексах тайцзицюань строятся на бесконечных взаимопереходах и трансформациях противоположностей (инь-ян, жесткости (ган) и мягкости (жоу), внутреннего настроя и внешних проявлений, действий верхней и нижней частей тела, замедлений и ускорений, формы и содержания, движений по ходу разматываемого клубка (шунь) и против (ни).
Занятия тайцзицюань требуют полной самоотдачи и длительных тренировок - только в этом случае можно овладеть мастерством (гунфу) "пять инь - пять ян", т.е. проникнуться духом тайцзи. Такой уровень мастерства подразумевает органическое сочетание естественности и справедливости духа, истинности и чистоты духа, баланса инь-ян, координации всех проявлений и форм энергии тела: внутренней, внешней, верхней, нижней.
Искусство танцзицюань ведет свое начало из деревни Чэньцзягоу уезда Вэньсянь провинции Хэнань.

ушу


 
Деревня Чэньцзягоу расположена на горном перевале Цинфэнлин к востоку от уездного города Вэньсянь; шесть веков назад место, где находилась эта деревня, называлось Чанъянцунь. В историки-географическом описании уезда Вэньсянь сказано: "В первые годы под девизом царствования Хунъу (1368 - 1396) эпохи Мин (китайская династия 1368 - 1644 гг. н.э. -Прим. пер.) монгольское войско Тимура обороняло Хуайцинфу (уезд Басянь, в состав которого входил Вэньсянь, находился в ведении властей города Хуайцинфу); армия Минов, предпринимавшая многочисленные наступательные действия, так и не смогла взять этот город приступом. Когда же наконец город был покорен, император Тайцзу перенес свой гнев на народ, начались массовые репрессии, многочисленные убийства коренных жителей; три раза пронеслась над городом истребляющая волна императорского гнева. Все было опустошено, разорено. Впоследствии началось массовое переселение в этот район жителей из провинции Шаньси, поэтому в этих местах до сих пор существует присказка: "Спроси меня, откуда мои предки, и я отвечу - из провинции Шаньси".
Основателем династии Чэнь считается Чэнь Бу, родом из Цзэчжоуцзюнь (совр. город Пучэн) провинции Шаньси. Чэнь Бу несколько раз менял место жительства: вначале переехал в уезд Хунтунсянь провинции Шаньси, затем на седьмом году девиза царствования Хунъу (1374) перебрался в Хуайцинфу (совр. город Циньян). Чэнь Бу хорошо владел искусством кулачного боя и фехтования оружием; отличаясь добрым и отзывчивым нравом, снискал любовь и уважение соседей. Свое отношение к Чэнь Бу благодарные соседи выразили тем, что назвали его именем место, где он жил - Чэньбучжуан (чжуан-поселок. -Прим. пер.). После победы Народной революции 1949 года этот поселок вошел в состав уезда Вэньсянь и по настоящее время носит это название. Чэньбучжуан находился почти в низине, частые разливы заставили Чэнь Бу переехать в деревню Чанъянцунь, расположенную в 10 км от Вэньсянь.
Деревню Чанъянцунь пересекал глубокий овраг, и по мере усиления влияния семейства Чэнь в этих краях ее стали именовать Чэньцзягоу (досл. Овраг семейства Чэнь).
После переезда в Вэньсянь Чэнь Бу решил прочно обосноваться на этой земле и заложить основы семейного очага. Шестое поколение семейства Чэнь жило еще "под одной крышей", семья крепла и процветала - в седьмом поколении было уже несколько семейных хозяйств. Для защиты родных мест и обеспечения спокойствия во всем районе было создано общество, в котором молодое поколение обучалось боевому искусству.
Следует отметить, что все сведения об истории семейства до 1711 года почерпнуты из устных преданий, письменных свидетельств не сохранилось. Известно, что к 1711 году представитель десятого поколения Чэнь Гэн установил мемориальный камень в честь основателя рода, на котором была высечена краткая история жизни и деятельности Чэнь Бу. Много воды утекло за триста с лишним лет до момента появления первого письменного памятника, значительная часть сведений о людях, делах, событиях, связанных с изучением ушу, оказалась утраченной. Семейная хроника, в которой письменно зафиксировано историческое развитие цюаньшу (искусство кулачного боя), дает описание событий и людей начиная с девятого колена, когда главой рода являлся Чэнь Вантин.
В Историко-географическом описании уезда Вэньсянь и Семейной хронике Чэнь записано: "Чэнь Вантин был очень известным мастером цюаньшу в конце эпохи Мин. Рассказы о его необычном искусстве передавались из поколения в поколение".
Чэнь Вантин, второе имя Чэнь Цзоутин (1600- 1680), жил в конце эпохи Мин, начале Цин (эпоха Цин - 1644 - 1911. -Прим. пер.). Он был не только выдающимся воином, блестяще владел искусством кулачного боя и фехтования оружием, но также был человеком высокообразованным, склонным к теоретическим исследованиям. Особенно хорошо он был известен в провинциях Хэнань и Шаньдун. В то время в провинции Шаньдун было очень неспокойно, разбойники грабили и убивали людей, однако одно только упоминание о Чэнь Вантине действовало на бандитов устрашающе и являлось гарантией спокойствия.
На склоне лет пожилой мастер занимался обобщением материалов по цюаньшу, отбирал все лучшее из опыта других школ, разрабатывал теорию взаимодействия противоположностей инь-ян, составлял руководство по цзинло; занимаясь вопросами энергетических трансформаций и саморегуляции, создал целостную систему тайцзицюань на основе взаимодействия инь-ян, ган-жоу. Его система включала пять комплексов тайцзицюань, комплекс "паочуй" (пушечные удары), "108 действий чанцюань" (чанцюань - досл. длинный кулак, в названии содержится аналогия с непрерывным потоком реки Янцзыцзян, китайское название Чанцзян - длинная река -Прим. пер.), спарринг "туйшоу" (досл. толчки руками), фехтование мечом, копьем, шпагой, четырехгранным хлыстом и спарринг "чжаньцян" (досл. склеившиеся копья). Следует отметить, что спарринговые комплексы отличались совершенно новым стилем, впервые разработанным Чэнь Вантином.
Многое из наследия Чэнь Вантина за долгие века было утрачено. Сохранились ода "Цюаньцзин цзунгэ"(Во славу кулачного боя) и один раздел "Чандуаньцзю" (Слово о преимуществах и недостатках или о длинном и коротком оружии). "Слово", в частности, содержит такие строки: "В преклонном возрасте вспоминаю с благодарностью прошедшую жизнь - годы борьбы за справедливость и спокойствие, не раз приходилось смотреть опасности в глаза. Сейчас же иногда коротаю время за книгой, пишу о боевом искусстве, не забываю пахать землю, с удовольствием передаю свой опыт внукам и племянникам...".

ушу

ушу


 
Своеобразие системы Чэнь Вантина заключено в следующем:
1. Сочетание искусства кулачного боя с саморегуляцией и сменой энергии (дыханием). Это правило относится к сфере "воспитания тела". Оно заимствовано у великого врача Хуа То, жившего в конце эпохи Хань (эпоха Хань - 206 г. до н.э.- 220 г. н.э. -Прим. пер.), предполагает сочетание подражания повадкам зверей и птиц (гибкости, зоркости, прыгучести) с дыхательными движениями. Такое подражание называется "Игры пяти зверей и птиц", впоследствии оно же легло в основу "цигун" (способ укрепления здоровья посредством применения силы "ци", т.е. живительной силы духа, цигунтерапия. -Прим. пер.) и внутренней саморегуляции.
Чэнь Вантин соединил систему координированных действий рук, глаз, корпуса, ног с саморегуляцией и энергетическими трансформациями, его искусство также подразумевает единство сознания, дыхания и действия, т.е. предполагает органическое единство внутреннего настроя (состояния) и внешних проявлений.
2. Сочетание ушу и учения о цзинло. Под цзинло понимают каналы, идущие от внутренних органов, по которым циркулирует дух и кровь, нарушения в системе этой циркуляции приводят к болезням. Правильная и бесперебойная циркуляция является залогом крепкого здоровья и долголетия. Чэнь Вантин, основываясь на результатах собственного опыта, обобщил принципы теории цзинло и создал комплексы тайцзицюань, все движения которых предусматривают круговые вращения.
3. Создание единоборства "туйшоу". Все системы ушу, пришедшие из древности, строились на пяти основных боевых действиях: ти, да, шуай, на, де (ти - толчок ногой; да - удар; шуай - бросок; на - досл. хватать, держать, предполагало прижатие артерий, жесткую фиксацию мышц, костей и суставов противника; де - падение, маневры ногами во время приземления. -Прим. пер.). Такие действия на практике могли привести к серьезным ранениям и травмам, поэтому в тренировках превалировала условность, символичность. Была разработана методика таких условных упражнений, однако, пользуясь подобной методикой, было очень сложно повышать уровень техники, поскольку она не позволяла в полной мере совершенствовать драгоценный опыт, накопленный многими поколениями мастеров. Учитывая все это, Чэнь Вантин создал единоборство туйшоу. Его система, сравнительно безопасная с точки зрения травматизма, явилась комплексным практическим руководством для отработки техники рукопашного боя.
4. Создание спарринговых систем фехтования копьями и шестами. Чэнь Вантин создал систему спарринга "чжаньцян", в основе которой лежит искусство непрерывного изменения позиций при постоянном контакте копий, а также систему "восемь гань" (гань - род палки, шест)

ушу


Преемник корневого традиционного направления Чэньского тайцзицюань в 11 поколении (родился 14 декабря 1927 года) является верным продолжателем искусства своего учителя Чэнь Чжаокуя. Он не принадлежит клану Чэней, но является законным наследником и носителем «83 поз Чэнь Чансина старой формы тайцзицюань семьи Чэнь».

История стиля Ян Тайцзицюань

Тайцзицюань получил известность благодаря основателю стиля Ян тайцзицюань - Ян Лучаню и усилиям первых трех поколений семьи Ян. Сегодня у тайцзицюань много последователей во всем мире. Из стиля Ян тайцзицюань возникли 3 из 5 наиболее известных школы тайцзицюань - это стиль У (У Юйсяна), стиль У (У Цзяньцюаня) и стиль Сунь (Сунь Лутана).

Чэнь Чансин

Чэнь Юаньтин (1771-1853), более известен как Чэнь Чансин. Родом из деревни Чэньцзягоу, уезда Вэнь провинции Хэнань, представитель 14-го поколения рода Чэнь. С детства у отца изучал боевые искусства семьи Чэнь. Обучил немногих, самым известным из которых является Ян Лучань. Автор трактатов: "О десяти больших необходимостях в тайцзицюань", "Необходимые речи об использовании боевого в тайцзицюань", "Записки о бое тайцзицюань" и "Рифмованные правила тайцзицюань". Чэнь Чансин составил то, что сегодня известно как первый и второй ("пушечные удары") комплексы тайцзицюань семьи Чэнь, которые называют "Старым каркасом" (Лао Цзя). Зарабатывал на жизнь работой охранника, был широко известен в боевых кругах.
Из интервью, которое взял У Тунань (знаменитый мастер тайцзицюань и историк) у Чэнь Синя, представителя 16-го поколения семьи Чэнь, автора книги "Иллюстрированное разъяснение тайцзицюань семьи Чэнь" (Чэнь ши тайцзицюань ту шо), известно, что некто Цзян Фа, проходя через деревню Чэньцзягоу, увидел, как Чэнь Чансин обучает своих учеников. Он не смог удержаться от смеха, но, обнаружив свое присутствие, поспешил уйти прочь. Чэнь был оскорблен его смехом и побежал за ним, схватив его за плечо. Цзян Фа просто повернулся и Чэнь Чансин сразу же был отброшен этим движением на землю. Осознав, что перед ним мастер боевых искусств, Чэнь попросил взять его в ученики. Цзян Фа согласился, уточнив, что он вернется через 3 года, чтобы обучить Чэня.
Цзян Фа жил в конце 17, в начале 18 в.в. Изучил тайцзицюань у Ван Цзунъюэ. Обучил тайцзицюань Чэнь Чансина, но исторических подтверждений этому нет.
Из-за того, что Чэнь Чансин обучался у Цзян Фа, старейшины деревни Чэньцзягоу запретили Чансину преподавать семейное искусство паочуй семьи Чэнь, которое передавалось уже несколько поколений. По этой причине Чэнь Чансин проводил занятия ночью на заднем дворе.
Поэтому можно предположить, что боевое искусство Чэнь Чансина могло иметь черты семейного паочуй и внутренней семьи Уданского бокса. Впервые такую гипотезу выдвинул историк тайцзицюань Сюй Чэнь: "Тот тайцзицюань семьи Чэнь, который мы знаем сегодня - это паочуй семьи Чэнь, разбавленный искусством Цзян Фа". Это видно из пособий по боевым искусствам семьи Чэнь. В раннем пособии "Вэнь сюй тан бэнь", не упоминается ни одной формы под названием "13 форм" или "тайцзицюань". А впервые упоминается это искусство в более позднем руководстве "Лян и тан бэнь".  



Ян Лучань
 

ушу

Ян Фукуй (1799-1872), более известен как Ян Лучань, родился в провинции Хэбэй. Рос в тяжелых условиях, с детства был увлечен боевым искусством. Услышав о мастерстве Чэней, отправился в Чэньцзягоу. Обучался тайцзицюань у Чэнь Чансина. По окончании обучения много путешествовал, проверяя своё искусство. В схватках никогда не проигрывал, в связи с чем получил прозвище Ян-Непобедимый. Во второй половине 19 века перебрался в Пекин, преподавал тайцзицюань членам императорской семьи, обучал придворную знать. Постепенно изменив принципы выброса силы, убрав прыжки и трудные движения, Ян Лучань из старой ветви семьи Чэнь создал то, что сегодня называют тайцзицюань семьи Ян. Имел трёх сыновей, старший умер рано, второго сына звали Баньхоу, а третьего Цзяньхоу. Оба сына переняли искусство отца. Лучань обучил многих, среди них получили известность сыновья и У Юйсян (основатель стиля У тайцзицюань).
Существует много вариантов истории о том, как Ян Лучань изучал искусство у Чэнь Чансина. Во всех историях говорится, что Ян Лучань приехал из Юнняня на юг в деревню Чэнцзягоу, чтобы обучаться у Чэнь Чансина.
Известно, что Ян Лучань родился в бедной крестьянской семье. Он с детства был увлечен боевыми искусствами, изучал Шаолиньский хунцюань у местного наставника, тем самым заложив хорошую основу в боевых искусствах. Однажды, проходя мимо аптекарской лавки, владельцем которой был один из членов семьи Чэнь, он стал очевидцем конфликта между продавцом (который также был из семьи Чэнь) и невежливым покупателем. Покупатель атаковал продавца, который с легкостью дал ему отпор, так, что покупатель вылетел из магазина. Ян Лучань никогда не видел такого эффекта, достигнутого без видимых усилий. Он навел справки о владельце и продавце, и ему захотелось обучиться этому искусству. Владелец аптеки не обладал большими познаниями, поэтому Ян Лучань попросил порекомендовать его Чэнь Чансину - великому мастеру боевых искусств в деревне Чэньцзягоу. Но так как семья Чэнь очень трепетно относилась к своему искусству, его могли изучать только члены семьи, Ян Лучань просил рекомендовать его в качестве слуги в дом Чэнь Дэху, в надежде изучить это искусство.
Приехав в Чэньцзягоу, Ян поступил в дом Чэней в качестве слуги за комнату и пансион, ничем не выдавая цели своего истинного пребывания. Ему было запрещено заходить по вечерам на задний двор, что выглядело странно. Однажды ночью он долго не мог заснуть. Встав с кровати и решив проветриться, он шел по дому, когда услышал необычные звуки, доносящиеся с заднего двора. Но так как ему было запрещено заходить на задний двор, он обошел стену, окружающую его и нашел в ней дыру, достаточно большую, чтобы заглянуть и увидеть происходящее.
Наконец-то он увидел то, ради чего прибыл в Чэньцзягоу - Чэнь Чансин проводил занятия по боевым искусствам. Взволнованный Ян внимательно наблюдал, а затем в свободное время повторял увиденное. Так продолжалось некоторое время. В качестве слуги Ян часто смешивался с членами семьи Чэнь, и с ним обращались как со своим. Однажды один из учеников Чансина что-то объяснял другому и Ян его поправил, не зная, что Чэнь Чансин наблюдает неподалеку. Чэнь был удивлен, что Ян знает его искусство, и попросил объяснений. Будучи человеком честным, Ян рассказал о том, как он приехал изучать искусство. Затем Чэнь попросил Яна продемонстрировать всё, что он таким образом изучил. После демонстрации Чэнь Чансин вздохнул о том, что Ян подглядывая, выучил больше, чем его собственные ученики и согласился принять Яна в качестве ученика.
Через несколько лет Ян вернулся домой, решив с местными мастерами проверить полученные навыки. И ... к разочарованию Яна он был побежден. Не падая духом, он вернулся в Чэньцзягоу во второй раз. Чэнь Чансин, видя преданность Яна искусству, стал обучать его дальше. Через несколько лет Ян вновь вернулся в Юннянь, и вновь местные мастера захотели проверить его навыки. В этот раз он не проиграл, но победа далась ему нелегко. Чувствуя, что ему ещё не всё передано, Ян в третий раз приехал в Чэньцзягоу.
Чаньсин был потрясен упорством Яна, решил ничего не утаивать и полностью обучить Яна своему искусству. Но перед тем как сделать это, он решил подвергнуть Яна испытанию. Когда Ян пришел в дом к Чэнь Чансину, тот притворился спящим, Ян сидел и терпеливо ждал, когда Чэнь "проснется". Проснувшись, Чэнь попросил Яна вернуться на следующий день, сказав, что он слишком устал, чтобы обучать. Когда Ян пришел на следующий день, всё повторилось вновь. Так продолжалось несколько дней, в последний день, Чэнь опять притворился спящим, но в этот раз его голова была в неудобном положении. Ян руками поддерживал голову учителя, чтобы тому было удобно спать, и так как Чэнь очевидно проспал целый день - Ян оставался в этом утомительном положении, пока он не "проснулся". И вновь Чэнь попросил Яна вернуться на следующий день.
На следующий день, когда Ян прибыл в назначенное время, его встретил бодрствующий Чэнь Чансин, и начал обучать его подлинному искусству. Через три года Чэнь сказал Яну, что обучил его всему, что знает сам, и Ян может вернуться в родной город, теперь у него больше нет противников, которые смогли бы его победить.
Ян вернулся в Юннянь, где стал обучать боевым искусствам, зарабатывая себе на жизнь. Его мастерство было так высоко, что он никогда не проигрывал. Его техника была такая мягкая и уступчивая, что люди стали называть его искусство мяньцюань (кулачное искусство ваты) или хуацюань (кулачное искусство изменений). Во всех поединках он никогда никому не причинил боли. Много путешествуя, он проверял своё мастерство в поединках с мастерами других школ - шлифуя, оттачивая, меняя технику, изученную у Чэнь Чансина. Вот список того, что преподавал Чэнь Чансин Ян Лучаню:

1. Без оружия
А. Тайцзицюань:
  • Основной комплекс без оружия - Тоу тао цюань (другое название "13 форм" - Ши сань ши)
  • Второй комплекс без оружия - Эр тао цюань
  • Третий комплекс без оружия - Сань тао цюань (Комплекс четырёх великих ударов кулаком - Да сы тао чуй)
  • Четвертый комплекс без оружия - Сы тао цюань (Красный кулак у трона Тайцзу Южной Тан - Хун цюань тайцзу сянаньтан)
  • Пятый комплекс без оружия - У тао цюань
  • Длинный кулак - Чан цюань
Б. Другие комплексы:

  •  Пушечные удары - Паочуй (Второй комплекс пушечных ударов - Эр тао паочуй, 15 ударов кулаком со взрывом и уходом - Ши у пао цзоу цюань)
  •  Короткие удары - Дуань да
  •  Свободные руки - Сань шоу
  •  Сдавливающие руки - Цзи шоу (Непрерывные Методы - Лянь фа, Методы раскрывания - Чэн фа)
  •  Пропускающие руки - Люэ шоу
  •  Легкие руки - Шу шоу
  •  36 сваливаний - Сань ши лю
  •  18 методов захвата Цзиньгана

2. Оружие

  •   Один дао - Дань дао
  •   Парный дао - Шуан дао
  •   Парные кистени - Шуан цзянь
  •   4 пики "Воинственный Хоу разворачивает фланги" - Хуан хоу чжан и дэ сы цян
  •   8 пик - Ба цян
  •   Парные колющие приемы 8 пик - Ба цян дуй ци фа
  •   13 пик - Ши сань цян
  •   Спирально-сплетающиеся дубинки - Пань ло бан
  •   Непрерывно спирально-сплетающиеся дубинки - Пань ло бан лянь фа
  •   Дао "Весны и Осени" - Чуньцю дао
  •   Палка-вихрь - Сюаньфэн гунь
  •   Великая битва с простым серпом - Да чжань пу лянь

Значительное влияние на развитие тайцзицюань оказала встреча Ян Лучаня с семьей У. Три брата У Жуйцин, У Хэцин и У Чэнцин - были не только чиновниками Императорского Двора, но и высоко образованными людьми, увлеченными боевыми искусствами. Преподавая братьям тайцзицюань, Ян Лучань одновременно получает от них основы классического образования.

У Хэцин (1812-1880), более известен как Юйсян. Родом из Юннянь провинции Хэбэй, из зажиточной семьи. С детства изучал гражданское и постигал военное мастерство. Примерно в 1850 г. у Ян Лучаня изучил старую ветвь тайцзицюань семьи Чэнь. В 1852 г., будучи в провинции Хэнань, у Чэнь Цинпина изучил новую ветвь школы семьи Чэнь. В этом же году его брат У Дэцин стал обладателем трактата Ван Цзунъюэ "Хроники кулачного искусства Великого Предела", который позволил У Юйсяну отшлифовать свои знания. Почерпнутые из трактата идеи, У в краткой форме изложил в "Речениях о требованиях к ударам руками", "Непередаваемых секретных наставлениях в четыре иероглифа", "Разъяснениях о работе сердца в 13 формах" и "10 требованиях к методам корпуса". На базе старой и новой ветвей тайцзицюань Чэнь создал новое направление - "тайцзицюань семьи У". Учеников у У Юйсяна было крайне мало. Лучше всего суть его учения постиг Ли Цзинлунь, более известный как Ли Ию.

Именно благодаря семье У тайцзицюань приобретает широкую известность. У Жуйцин был советником Ведомства Департамента императорского двора в Сычуани. Он порекомендовал Ян Лучаня для преподавания тайцзицюань в Пекине при Императорском дворе для знати и родственников князя Дуань правящей династии Цин. При Императорском дворе его мастерство много раз проверялось, но он никогда не терпел поражения, завоевав престижный титул Ян-Непобедимый.

Первые, кого начал обучать Ян Лучань, были придворная знать и члены императорской фамилии. Он был так популярен, что его прозвали Баванцзи (8 князей), потому что 8 князей обучались у него. Не только князья, но и придворная знать занимались у Ян Лучаня. Многие из них относились к тайцзицюань как к модному веянию, которое помогало бороться со скукой и оздоравливать организм, и не старались вникать в тонкости искусства. Семья Ян это активно поддерживала. Ян Лучань изменил старый стиль, сделав его удобным для использования в оздоровительных целях: были убраны прыжки и сложные движения. Но стиль при этом не утратил боевой направленности. Спустя некоторое время, те знатные ученики, кто по достоинству оценил его прикладное значение и практиковал тайцзицюань серьезно, с легкостью расправлялись со своими телохранителями. Тогда и стали поговаривать: "Кто кого охраняет?"

Ян Лучаню было присвоено офицерское звание и предложено возглавить обучение боевым искусствам в Шэньцзиин - "Батальоне чудесных механизмов" (батальон охраны, вооруженный огнестрельным оружием). Среди его учеников в Шэньцзиин, было трое наиболее одаренных, которые постигли суть искусства, все они были маньчжурами - это Ваньчунь, Линшань и Цюанью. Князь Су также был одним из учеников мастера Яна. Так как по этикету было запрещено, чтобы простолюдины становились братьями гунфу с членами императорской фамилии, мастер Ян сделал так, что охранники стали учениками его сына Баньхоу. Это означало, что три опытных ученика относились к более низкому поколению, чем то, к которому принадлежал князь Су. Хотя телохранители официально стали учениками Баньхоу, тем не менее, они продолжали обучаться у Ян Лучаня. Говорили, что каждый из них перенял у своего учителя свой характерный навык: Ваньчунь - энергетический, Линшань - атакующий и Цюаню - нейтрализующий. Соответственно их сравнивали с мышцами, костями и кожей. Из них только Цюанью передал свои навыки последующим поколениям.

Цюанью (1834-1902), по прозвищу Гунфу, по прозванию Баотин, в старости взял фамилию и имя У Фуши. Маньчжур, пекинец. Когда Ян Лучань преподавал в Пекине кулачное искусство в Шэньцзиин, лучшими его учениками были - Ваньчунь, Линшань и Цюанью. Позднее Цюанью продолжил обучение у второго сына Ян Лучаня - Ян Баньхоу. Переняв достоинства науки Ян Лучаня и Ян Баньхоу, Цюанью прославился в столице. Когда Ян Лучань оставил Императорский Двор и ушел на покой в пожилом возрасте, Цюанью также покинул Императорский Двор и стал жить в Пекине. Передал искусство своему сыну У Цзяньцюаню. Среди его учеников самыми знаменитыми были Ван Маочжай, Го Сутин, Ян Юаньтин, Ся Гунфу, Ци Гэчэнь.

У Ян Лучаня было три сына - Фэнхоу, Баньхоу, Цзяньхоу. Старший Фэнхоу умер молодым, а Баньхоу и Цзяньхоу обучались у своего знаменитого отца, который был очень строг в обучении. Помня как ему досталось искусство семьи Чэнь, он был очень требователен и жёсток при обучении детей. Так Баньхоу предпринимал попытку самоубийства, а Цзяньхоу в минуты отчаяния замышлял постричься в буддийские монахи, но его вовремя останавливали родственники. Жёсткое преподавание отца не прошло даром - Баньхоу стал исключительным мастером боевых искусств, и в мастерстве уступал лишь своему отцу. За своё высокое мастерство Баньхоу, также как и отец, завоевал титул Ян-Непобедимый. Цзяньхоу не был таким одаренным как брат и по началу не приобрел большого мастерства, но позже, упорно практикуясь, он достиг очень высокого уровня мастерства в тайцзицюань. Ян Лучань и два его сына преподавали при Императорском дворе, и их техника была схожей.

У мастера Ян Лучаня, помимо сыновей и уже упомянутых учеников, был ещё один - Ван Ланьтин. В конце Императорской династии Цин Ян Лучань преподавал тайцзицюань в помещичьем доме господина Шуй, и обучил Ван Ланьтина, который был управляющим этого дома. После смерти Ян Лучаня, в 1872 г. Ван Ланьтин вместе с Сы Синсанем, Ли Бинфу и Ли Жуйдуном на основе 5 ударов кулаком тайцзицюань в сочетании с 13 формами тайцзицюань, методами рук из багуачжан и синъицюань - создали комплекс "Тайцзи усин чуй" (пятизвездный удар тайцзи). 5 ударов тайцзицюань это - Баньланьчуй, Чжоудичуй, Пешэньчуй, Чжиданчуй и Цзайчуй.

Второе поколение семьи Ян
Второе поколение семьи Ян - это сыновья Ян Лучаня: Ян Баньхоу и Ян Цзяньхоу.

Ян Баньхоу
 

Ян Баньхоу (1837-1892), он же Ян Юй. Обучался тайцзицюань у отца, тренировался целый день, ежедневно, не взирая на холод и зной. Ян Лучань не давал ему передышки и часто наказывал ударом хлыста. От такого обращения Баньхоу дважды сбегал из дома. Когда Ян Лучань стал уже стар, а люди всё еще шли к нему в ученики, Баньхоу взял на себя обязанности главы семейной школы. Подобно отцу он обладал сильным характером и любил атаковать. Те, на кого он нападал, обычно отлетали на несколько метров. Учить других он не любил, поэтому учеников у него было немного.
Стиль Баньхоу был предельно боевым, его эффективность заключалась не столько в силе удара или быстроте передвижений, сколько в особом умении "прилипнуть" к конечностям соперника плавно следуя его движениям, обращая силу нападающего против него самого. Ян Баньхоу неоднократно доказывал свое мастерство, и даже в пятидесятилетнем возрасте принимал вызовы на поединок, неизменно выходя победителем. Он то внезапно исчезал с глаз изумленной публики, будто растворялся в воздухе, то в течение некоторого времени мог ходить вокруг противника, не нанося ни одного удара, а тот не мог в него попасть, то не сильно хлопнув противника по плечу заставлял его скорчиться от нестерпимой боли.
Бывало он жестоко бил учеников, сам же был не чувствителен к ударам. Его любимая поговорка: "У строгого учителя - хорошие ученики". Из-за жёстких тренировок у Баньхоу было не много последователей, но те, кто оставались у него после первых месяцев тяжелейших тренировок, стоили десятков ушедших.
Несмотря на жестокость в обучении Баньхоу был очень заботлив по отношению к тем, кто искренне желал постичь искусство. Он сам залечивал раны учеников, мог по долгу вести с ними беседы. Он был одним из самых образованных из семьи Ян, прекрасно знал конфуцианские и даосские каноны. Он обучил тайцзицюань своего сына Ян Чжаопэна, своего племянника Ян Шаохоу, а также Лин Шаня, Вань Чуня, Цюань Ю, Ван Юэюя, Чэнь Сюфэна, Ню Ляньюаня. Последний обучил У Мэнся, благодаря которому у нас есть возможность сегодня наблюдать тот стиль, который преподавал Ян Баньхоу.

Ян Цзяньхоу
 

ушу

Ян Цзяньхоу (1839-1917), он же Ян Цзянь, по прозвищу "третий господин". Отец был очень строг с ним в обучении, так, что в минуты отчаяния Ян Цзянь замышлял постричься в буддийские монахи. Перенял искусство отца, но в отличие от брата Баньхоу был добр по натуре, обучил многих. Ему достаточно было задеть противника копьем или шестом, чтобы свалить наземь. Также мастерски он метал шарики для арбалета.
Цзяньхоу был основным партнёром отца в парной работе, а его умственные способности отец оценивал выше, чем способности других. Многие ученики Цзяньхоу стали известными мастерами, среди них два его сына - Шаохоу и Чэнфу.
Цзяньхоу отличался мягким характером, мог просто и доступно объяснить как смысл движений, так и философские основы тайцзицюань. Подобно отцу и старшему брату, в конце династии Цин, он обучал членов Императорской семьи во дворцах Бэйлэй и Бэйцзи. Из членов Императорской семьи только старший внук Императора Хуань-цзуна, Пубэй Луньцзи, чрезвычайно интересовался теми навыками, которые Цзяньхоу, время от времени, открывал на своих занятиях. Он часто приглашал Цзяньхоу в свои покои для детального разъяснения, платил ему высокое жалованье и оказывал предпочтение. В благодарность за признание и высокую оценку, а также за особое отношение, Цзяньхоу постепенно передал ему секреты искусства семьи Ян.
Умер Цзяньхоу в 1917 г. естественной смертью, не болея. Говорят, что за несколько часов до смерти он почувствовал её и позвал учеников и семью, чтобы попрощаться. Приняв ванну, надев новое платье, он улыбнулся и умер. У него было три сына. Старшего звали Ян Шаохоу, средний умер молодым, младший - Ян Чэнфу.
Стиль, который преподавал Ян Цзяньхоу, сегодня сохранился от Ван Юнцюаня и его ученика Вэй Шужэня. Отец Ван Юнцюаня, Ван Чунлу, был слугой во дворце у Пубэй Луньцзи, Ян Цзяньхоу приходил к Пубэй Луньцзи обучать его искусству. Ван, уже знающий толк в боевых искусствах, слушал очень чёткие объяснения о принципах искусства Цзяньхоу, и понял, что это искусство было далеко не обычным, более того, Ван отметил, что тот метод тренировок, которому обучает Цзяньхоу, сильно отличается от того, что он видел ранее. По этой причине он особенно благоговел перед Цзяньхоу, всё время оказывая ему своё почтение.
Всё это не осталось не замеченным, Цзяньхоу был тронут искренностью Чунлу, и часто в свободное время обучал его одной или двум формам. Через несколько лет Чунлу стал очень опытным в тайцзицюань и был официально принят в ученики.
Сын Чунлу, Ван Юнцюань, с детства интересовался боевыми искусствами, и когда ему исполнилось 7 лет, отец отдал его изучать Буку ("борьба" на маньчжурском языке). Юнцюань окреп, и его движения стали сильными и энергичными. С 8 лет он часто сопровождал своего отца в дом Яна. Юнцюань понравился Цзяньхоу и он позволил изучать ему боевое искусство семьи Ян. Цзяньхоу дал ему в учителя своего младшего сына Чэнфу. С тех пор отец и сын часто посещали дом семьи Ян для того, чтобы изучать боевые искусства.
Чунлу посылал Юнцюаня в дом Янов помочь по хозяйству, где он часто мог слышать как Цзяньхоу и Шаохоу (отец и сын) обсуждали техники кулачного искусства. Иногда в порыве энтузиазма Шаохоу просил Юнцюаня подойти и скрестить руки, чтобы тот почувствовал силу и тем самым доказать свою точку зрения; так как Юнцюань получил хорошую основу в Буку и имел хорошие навыки правильного падения, он не боялся этого. Каждый раз, когда его сбивала с ног быстрая и яростная атака, он немедленно вставал и придвигался поближе к Шаохоу, ожидая следующей демонстрации, за это Шаохоу очень любил его.

Ван Юнцюань
 

ушу

Ван Юнцюань (1904-1987), уроженец Пекина. Его отец, Ван Чунлу, был слугой у внука императора Пубэй Луньцзи, который обучался у Ян Цзяньхоу. С 7 лет изучал маньчжурскую борьбу, с 1912 по 1928 г.г. изучал  тайцзицюань у Ян Чэнфу. Обучил немногих, среди них Вэй Шужэнь, который после смерти учителя продолжает его дело. Вэй Шужэнь написал, а Вань Юнцюань продиктовал ему незадолго до своей смерти книгу "Подлинный тайцзицюань семьи Ян" (Янши тайцзицюань шу чжэнь), где описан стиль, который Ян Чэнфу преподавал до своего отъезда в Шанхай.
В то время Шаохоу, прозванный "Старшим господином", бил своих противников немилосердно, он был знаменит из-за своей яростной и злобной силы. Те, кто отведал ее, и были далеко отброшены, дрожали от страха, не осмеливаясь вновь к нему приблизиться. Тем не менее, юный Юнцюань наоборот искал любого случая, чтобы скрестить руки с Шаохоу, стараясь почувствовать направление его Цзинь, мощь и своевременность, хотя его постоянно били и бросали. Он мог только чувствовать силу, и не осмеливался спросить, какую Цзинь использовал Шаохоу. И так в течение нескольких лет, на Юнцюаня повлияло то, что он видел и слышал, и то, что он смог осознать. По этой причине и с помощью инструкций, которые он получил сначала от Цзяньхоу и своего отца, а затем от своего учителя Чэнфу и его брата Шаохоу, Юнцюаню было передано Нэйгун семьи Ян и методы Фацзинь, всё это выразилось в его высоких достижениях в практике Туйшоу.

Третье поколение семьи Ян
Третье поколение семьи Ян представлено двумя сыновьями Ян Цзяньхоу - Ян Шаохоу и Ян Чэнфу, которые подобно деду, отцу и дяде, были знаменитыми мастерами боевых искусств.

Ян Шаохоу
 

ушу

Ян Чжаосюн (1862-1930), более известен как Шаохоу, позднее люди называли его "Старшим господином". Заниматься тайцзицюань начал с 7 лет. Подобно своему дяде Ян Баньхоу, обладал сильным характером и любил нападать первым. Обучался больше у дяди Баньхоу, чем у своего отца. В применении тайцзицюань он достиг мастерства. Его стиль по форме был малым, но твердым, движения быстрые и гибкие, непрерывные и сжатые. Обучал жестко, учеников имел не много, так как далеко не каждый мог терпеть его побои. В практике тайцзи он вышел на высокий уровень, но секретами делился редко, его методы - достояние немногих.

Ян Шаохоу стал известным мастером, многому научившись у своего деда. Он также обучался у своего отца и вполне вероятно получал указания от своего дяди Ян Баньхоу. Подобно дяде он был агрессивен и любил атаковать. Его стиль тайцзицюань первоначально был сходен со стилем брата Ян Чэнфу, но позже он изменил положение тела на более высокое, ввёл активную работу ног и тесно связанные, сжатые движения. Удары наносил быстро и мощно, сверкая глазами, с жестокой улыбкой на лице. С рёвом и воем устремляясь вперёд и назад, он держал других в страхе. Хотя его движения были расслабленными, углубленными и непрерывными, его форма была такой быстрой, что казалось, он метал копья вокруг себя. Те, кто видел, как он практиковал, благоговели перед ним, стремясь перенять его искусство, но не многие могли выдержать его жёсткие тренировки.

ушу


 
Ян Шаохоу, обучая учеников, атаковал их в полный контакт, атаки были жесткие и свирепые, а выражение лица менялось. Всё это делало обучение у него трудным, поэтому многие, начав обучаться, быстро бросали. Требования к ученикам были очень высоки, так же как и у его дяди Баньхоу. Чего стоит тренировка тайцзицюань под высоким столом, который использовался на кухне для приготовления пищи. Это требует хорошей гибкости, силы и подвижности. Вероятно, в этом причина, по которой стиль Шаохоу не столь популярен как стиль его брата Чэнфу, хотя оба брата пользовались в равной степени высокой репутацией среди мастеров боевых искусств.
Рассказывают как однажды в Нанкине боец, который ранее проиграл ему бой, захотел взять реванш. Этот человек бросил известь в глаза Ян Шаохоу, так что тот на время ослеп, а затем стал атаковать его кулаками в голову. Полагаясь только на слух, Ян увернулся от атаки и легким поворотом рук отбросил нападавшего.
Технические особенности стиля Ян Шаохоу - победить атаку мягкими движениями, приспосабливаясь к движению противника и быстро атаковать. Его практика включала в себя захваты, толчки, поражение мышц и костей, атаки по точкам, контроль артерий и вен, разрывы сухожилий и психологическое воздействие.
Его стиль известен сегодня благодаря тем немногочисленным ученикам, которые у него были. Среди них У Тунань - знаменитый мастер тайцзицюань, практиковавший тайцзи более 100 лет. Незадолго до своей смерти он опубликовал книгу, в которой описал стиль Ян Шаохоу.

Ян Чэнфу
 

ушу

Ян Чжаоцин (1883-1936), более известен как Чэнфу. С детства обожал боевые искусства, обучался у своего отца Цзяньхоу, усердно тренировался по ночам, постиг суть боевого искусства. Его движения внешне были мягкими, как вата, но внутри - жесткими, как железо. Он стандартизировал семейное искусство. С 1916 г. открыто обучал тайцзицюань в "Пекинском спортивно-исследовательском обществе". В 1928 г. переехал на юг, обучал тайцзи в Пекине, Нанкине, Шанхае, Гуаньчжоу, Ханькоу. Был деканом Уданского факультета в Центральном Институте Гошу в провинции Чжэцзян. Автор книг "Методы применения тайцзицюань", "Полная книга по форме и применению тайцзицюань". Обучал многих, но все тонкости объяснял редко, считая тайцзицюань искусством избранных. У Ян Чэнфу четверо сыновей, трое из них до сих пор обучают тайцзицюань.
Ян Чжаоцин, более известный как Ян Чэнфу, - младший сын Ян Цзяньхоу. Именно его стиль исполнения считается визитной карточкой не только стиля Ян, но и тайцзицюань вообще.
У него были хорошие природные данные, но по началу он не прилагал все свои усилия для изучения семейного искусства. Тренироваться в полную силу он начал с двадцати лет, а важность семейного боевого искусства осознал лишь тогда, когда умер отец. Тогда он стал тренироваться день и ночь, став мастером.
В 1916 г. Сюй Юйшэн, ученик отца, основал "Пекинское спортивно-исследовательское общество", пригласив Ян Чэнфу и его брата Ян Шаохоу преподавать тайцзицюань. С этого времени тайцзицюань становится доступным для всех. Обучение было двухгодичным, подготавливались кадры инструкторов по ушу, затем выпускники распределялись по провинциям с целью массового обучения ушу.
В 1925 г. в Шанхае Чэнь Вэймин (редактор отдела истории династии Цин), ученик Ян Чэнфу, создает "Общество мягкого кулака" (Жоу Цюань Шэ) и приглашает Ян Чэнфу, Ян Шаохоу, Сюй Юйшэна, У Цзяньцюаня приехать провести семинары с показательными выступлениями.
Чэнь Вэймин (1881-1958), другое имя Шэньсянь. Родом из Цзиньшуй, провинции Хубэй. В 1915 г. у Сунь Лутана изучил синъицюань и багуачжан. Позднее у Ян Чэнфу 8 лет изучал тайцзицюань, получал указания от Ян Цзяньхоу. В 1925 г. основал в Шанхае "Общество мягкого кулака", где открыто за плату обучал тайцзицюань, багуачжан и синъицюань. Филиалы Общества были открыты в Сучжоу и Гуанчжоу. С 1948 г. Чэнь Вэймин проживал на Тайване. Он является автором книг "Тайцзицюань", "Записки о тайцзицюань", "Тайцзи - искусство кулака и меча", "Вопросы и ответы по кулаку и мечу тайцзицюань".
С 1928 г. Чэнфу и Шаохоу переехали на юг, преподавая в Шанхае, Нанкине, Гуанчжоу открыто за плату обучая тайцзицюань. Многие чиновники и богатые купцы соперничают друг с другом, чтобы обучаться у них. В это время тайцзицюань уже был известен как боевое искусство, обладающее оздоровительным эффектом. Способ практики был таким, что позволял старым и немощным заниматься этим искусством, чтобы поправить своё здоровье. Однако существует мало подтверждений версии о том, что Чэнфу распространял тайцзицюань только как комплекс оздоровительных упражнений, в его книгах тайцзицюань рассматривается как боевое искусство. Занимаясь тайцзицюань как боевым искусством, человек мог поправить свое здоровье, поскольку оба эти аспекта неотделимы.
Искусство Ян Чэнфу совершенствовалось и оттачивалось. В зрелые годы его мастерство достигло такого великолепия и изящества, каких смогли достигнуть не многие мастера. Чэнфу был колоритной фигурой, большого роста и немалого веса, он был хорош как в защите, так и в нападении. Хотя его удары казались мягкими, внутри они были жёсткими, как сталь, завернутая в вату. Легким, почти незаметным, толчком он отбрасывал противника на несколько метров без боли и травм. Чэнфу просто подавлял противника, не травмируя его. Популярность его была невероятной и превзошла славу многих мастеров того времени.
По сравнению со стилями других представителей семьи Ян, его стиль исполнения наиболее популярен в мире. Ян Чэнфу и его ученики опубликовали ряд книг, благодаря которым этот стиль сохранился в том виде, в каком его преподавал Чэнфу. У Ян Чэнфу четыре сына - Ян Чжэньмин, Ян Чжэньцзи, Ян Чжэньдо и Ян Чжэньго. Все они, их дети и внуки обучали и обучают стилю Ян Чэнфу.