Сюцюань
Сюцюань(кулак лучшего)
Один из видов кулачного искусства провинции Хэнань, согласно легенде был создан в 1644 году шаолиньским монахом Фацином. Распространен в провинции Хэнань в уездах Ланькао и Мицюань.
В 1642 году крестьянская армия по руководством Ли Цзычэна окружила Кайфэн. Пытаясь остановить повстанцев, правительство разрушило дамбы на Хуанхэ, затопив всю восточную часть провинции Хэнань. Уездный центр Каочэн, находящийся на границе провинций Хэнань и Шаньдун, оказался прямо на пути наводнения. После спада воды Фацин пришел в эти безлюдные места и осел на некоторое время, зарабатывая на жизнь, распространяя буддизм и преподавая боевое искусство. После установления династии Цин обстановка стабилизировалась, ради упрочения влияния на местах новое правительство стало оказывать поддержку буддизму. На тринадцатом году правления под девизом "юнчжэн" (1735 год) император издал указ о реставрации монастыря Шаолинь. Незадолго до этого Фацин вернулся в Суншань Шаолинь или в какое-то другое место.
Фацин обучил двух учеников. Одного звали Сюй Цзинъюй, другого - Чжэн Цитянь. Сюй Цзинъюй обучил троих учеников, которых звали Чжан Цзыцзун, Хэ Бэйхай и Юань Тяньду. "Чжан Цзыцзун искусен в военном деле, Хэ Бэйхай силен в использовании костыля, Юань Тяньду хорошо умеет действовать шестом восьми дорог", - сказано в стилевых трактатах. О Хэ и Юане иная информация отсутствует, сюцюань передавался далее внутри семьи Чжана, потому существуют люди, считающие основателем стиля именно Чжан Цзыцзуна.
Из-за близости к реке Хуанхэ Каочэн много раз затоплялся и переносился на новые места. Из-за изменения административно-территориального деления прежний уезд Каочэн оказался разделен между уездами Ланькао и Минцюань. В результате в настоящее время сюцюань сущестует в таких деревнях уезда Минцюань, как Бэйгуаньсянь (самое последнее месторасположение первоначального Каочэна), Линьцисянь (когда-то Каочэн был перенесен и в это место), Чжугуаньсянь, Шуньхэсянь и Яньцзисянь. В других деревнях (например, в Ванцяосянь) и местностях (например, в уезде Дучэн) также есть люди, занимающиеся этим стилем, но в гораздо меньших количествах.
Таолу стиля делятся на верхнюю форму, среднюю форму и нижнюю форму. Составлены комплексы из приемов паоцюань, мэйхуацюань, дахунцюань и т.д. - отсюда и название. Полное название стиля - сюпин багуацюань (кулак лучшего, ровного и восьми триграмм). Кроме того имеются дуйлянь чуй (парная тренировка ударов), сю дао (широкий меч талантливых), сю цян (копье талантливых), сю цян дуйлянь (парная тренировка с оружием). Основной составляющей является средняя форма, еще называемая "13 форм 8 триграмм талантливого мира" и "удары собранных изменений". Этот стиль сформирован из движений паоцюань (пушечный кулак), фоханьцюань (кулак буддийского богатыря), хоуцюань (кулак обезьяны), цзиньганцюань (алмазный кулак), фэйшоуцюань (кулак летящей руки), сяоянцюань (кулак малого ян), цзыцюань (кулак иероглифа), сиянчжан (ладонь западного моря), эрхунцюань (второй комплекс хунцюань), дахунцюань (большой комплекс хунцюань), багуацюань (кулак восьми триграмм), мэйхуацюань (кулак сливы мэйхуа), фэйхуцюань (кулак летающего тигра). Отсюда и названия "13 форм" и "удары собранных изменений". Требования к движениям и особенностям техники близки к шаолиньцюань.