Синъицюань
Стиль кулачного искусства «Синъицюань» - «кулак формы и намерения».
«Путь кулачного искусства
требует лишь упорной тренировки собственного тела
для устранения болезней и обретения долголетия.»
Мастер Сунь Лутан
Правда, это не всегда удается, и история зарождения многих стилей так и остается нераскрытой. Возможно это и к лучшему, так как большинство современных мастеров кулачного искусства пришли в ушу именно привлеченные ореолом таинственности и загадочности.
В полной мере это можно отнести к одному из видов боевого кулачного искусства Китая – стилю Синъицюань (кит.形意拳). Уже само название имеет несколько разночтений, что объясняется разными переводами и пониманиями значения трех иероглифов, составляющие название стиля.
Иероглифы «син», «и», «цюань», составляющие слово «Синъицюань», переводятся по разному: «стиль воплощенного намерения», «кулак формы и воли» и «воля, явленная в кулачном искусстве». В разных источниках название стиля Синъицюань читается как «Кулак оформленной воли» или «Кулак формы и намерения».
Наиболее распространенным переводом названия есть «Кулак формы и намерения». Считается, что в это название объединяет в одно целое две самые важные составляющие Синъицюань – «намерению» соответствует «кулак пяти первостихий», а «движению» или «форме» — «кулак двенадцати животных». Таким образом, стиль боевого искусства «Синъицюань» основан на волевом наполнении движений и проработке внешней формы.
Не существует на сегодня и единой версии относительно основателя стиля. По одной из версий, предания приписывают авторство стиля Синъицюань самому Юэ Фэю. Однако противники такой теории говорят о наличии в Китае нескольких стилей, разительно отличающихся друг от друга, автором которых считается Юэ Фэй. При этом приводится пример двух стилей — Юэ-мэнь цюань и Юэ-ши лянь-цюань. Юэ-мэнь цюань, по их утверждению, относится к южным стилям которому присущ «короткий» кулак. Юэ-ши лянь-цюань же явно относится к северным стилям с «длинным» кулаком. Для «короткого» кулака, или дуань-цзин (короткого усилия), применяемого в ближнем бою, характерен удар с неполным выпрямлением руки и без разворота плеч. «Короткий» кулак больше внимания уделяет надежной защите. «Длинный» кулак, или чан-цзын (длинное усилие), наоборот, применяется в бою на дальней дистанции, удар выполняется полностью выпрямленной рукой с дополнительным разворотом плеч. Дистанция обычно выдерживается стремительными перемещениями, а основными принципами чан-цзын являются «один шаг — один удар». В отличие от «короткого» кулака, кулак «длинный» больше нацелен на непрерывную атаку, иногда не уделяя должного внимания защите — «только раз отбивай атаку, десять раз разрушай защиту противника».
Другие предания приписывают зарождение стиля Бодхидхарме — патриарху Шаолиня, но убедительных доказательств этому еще меньше.
По третьей легенде автором стиля Синъицюань есть святой даос Чжань Саньфэн, приживавший в горах Удан. Хотя это уже не первый стиль, приписываемый даосу — практически все внутренние стили, которые имеют очень похожие методы тренировок, но кардинально различающиеся внешней формой.
Первые документальные источники о стиле Синъицюань вспоминают Цзи Цзикэ, имевшего прозвище Лун Фэн, или «Вихрь Дракон». По легенде, выходец из зажиточной семьи, образованный человек Цзи Цзикэ, в армии был наставником по военному делу, где особо прославился приемами с копьем.
Легенда утверждает, что ему, человеку, обладающему высочайшими духовными достоинствами, в горах Чжуннань неизвестный мастер передал книгу Юэ Фэя, являющуюся «ясной — по мысли, драгоценной — по содержанию». Возможно благодаря этому дару, Цзи Цикэ постиг гармонию Неба и Земли, ему открылись тайны древних трактатов. Постигши единство всего сущего, Цзи Цикэ разрабатывает новый стиль кулачного искусства, перенеся на него принципы боя с копьем.
В результате родился стиль, с технической стороны основывающийся на методах боя с копьем, а с философско-теоретической – на даосской схеме пяти первостихий. Теория пяти первостихий говорит о том, что основой бесчисленного множества вещей, включая самого человека, являются металл и дерево, вода и огонь, земля, рождающие все во взаимодействии между собой.
Соответственно, Синъицюань «присвоил» каждому из этих элементов один прием. «Металлу» соответствует рубящий удар кулаком или ладонью, называющийся пи. Второй прием бэн, или прямой удар вперед, не что иное как «дерево». С водой соотносится цзуань — буравящий удар. «Огонь» — прием пао («взрывающаяся хлопушка») означает удар одной рукой, когда другая одновременно блокирует. Элементу «земля» соответствует хэн — «диагональный» или «отводящий» удар. Для каждого удара, как гласят правила Синъицюань, ученик должен отработать нанесение его на семи уровнях. К числу «семи ударов» или «семи кулаков» относятся удары вперед и назад, удары в верхний, средний и нижний уровни, удары в левую и в правую стороны. Отрабатываются удары на «деревянном противнике» или мешке с песком.
Все атаки в Синъицюань выполняются в передвижении. Атаки с места применяются крайне редко. При ударе руками используется, преимущественно, «глаз феникса», то есть выставленная вперёд вторая фаланга указательного пальца, пальцы и ладонь, но не кулак. Удары наносятся преимущественно руками с близкой дистанции, целью практически каждой атаки есть болевая точка. Любая атака — это резкий взрыв, короткий удар, выброс внутреннего усилия. Поэтому Синъицюань по внешним признакам можно отнести к крайне жесткому стилю.
При построении традиционных комплексов Синъицюань автор руководствовался имеющейся в даосизме схемой взаимодействия пяти первостихий: «взаимоподавления», «взаимопорождения», «взаимодействия». Любой комплекс Синъицюань, как бы воспроизводит рождение и развитие мироздания. Но стиль Синъицюань не ограничивается только боевыми действиями, ударами и блоками. Этот стиль является постижением «внутреннего искусства» — цигун или нэйгун, искусством управления энергией ци, тренировкой сознания, умением регулировать свой волевой импульс.
«Внутреннее искусство», как важнейшая составная часть Синъицюань, постепенно приучает бойца переходить от физической силы к применению внутреннего импульса, к управлению собственными энергетическими ресурсами. Очень часто Синъицюань сопоставляют с системой нэйгун. Синъицюань начавшись с искусства управления собой, продолжается в «искусстве быть другим».
Имеется в виду вторая крупная составляющая стиля — «формы животных». Но в отличие от некоторых стилей ушу , которые постепенно превратились в танец, Синъицюань не требует точного копирования движений двенадцати священных животных — дракона, обезьяны, тигра, лошади, змеи, крокодила, курицы, ястреба, ласточки, орла, птицы тай и медведя. Говоря об «искусстве быть другим», подразумевается, что боец должен уловить и воплотить в движениях внутренний настрой и боевой дух схватки, «превратившись» в отдельного животного, оставаться человеком.