Лунцюань
Фуцзяньский стиль ушу Лунцюань — «Кулак дракона».
История фуцзяньского Лун цюань, согласно легендам, насчитывает уже более трехсот лет и основание этого стиля приписывается монаху по имени Чжушань из монастыря Шаолинь-сы, находившегося по преданию в области Цюаньчжоу, что в провинции Фуцзянь. Технику стиля Дракона на протяжении трех лет передавал Чжушаню монах-воин (усэн) по имени Течжу — «Железная драгоценность», который в Южном Шаолине поселился после прихода из легендарного Северного. Таким образом, Лун цюань согласно преданию, берет свое начало от славного хэнаньского Шаолиня, который считается колыбелью всего ушу.
Некоторые авторы исследований стилей ушу истинным основателем фуцзяньского Кулака дракона называют ученика Чжушаня Пэн Дэчэн, который отыграл большую роль в дальнейшем развитии этого стиля. По их утверждениям, Пэн Дэчэн провел значительную ревизию Лун-цюань: введя значительное количество всевозможных передвижений, он одновременно исключил сложные удары ногами и прыжки. Тактика «кулачного искусства» Кулака дракона, которую проповедовал Пэн, заключалась в работе «вторым номером», то есть на контратаках.
Он обобщил и объединил всю технику стиля в два комплексах: «мягкий», называвшийся Чжишан цинси («Прямое восхождение в голубую долину») и «твердый» — Тайцзы юлунмэнь («Врата странствующего дракона наследного принца»). Предположительно, Лун-цюань, который проповедовал мастер Пэн, был предназначен для низкорослых бойцов, сражающихся против более высоких и сильных соперников.
Кулак дракона лишен каких-либо украшений, пустых ненужных движений, его приемы хоть и кажутся безыскусными, но являются наполненными, целиком ориентированными на реальный бой.
Согласно наставлениям стиля, любое действие в той или иной ситуации, может использоваться для дан («преграждения»), фан (защиты) или гун (атаки). Именно на этом основывается важнейший постулат Кулака дракона — «десять тысяч приемов имеют одного предка». Все движения могут применяться как атакующим бойцом, так и бойцом защищающимся.
Для Кулака дракона характерным есть ставка на длинные серии резких и коротких ударов руками и удары ногами по ногам, в низ живота или в половые органы. В яростных и резких движениях задействуется всё тело. Быстрыми должны быть перемещения, и устойчивыми стойки.
Наставления мастеров стиля Лун-цюань гласят:
— когда рука выбрасывается в ударе, дальше чем на расстояние одного кулака, не отводи локоть от ребер кулака;
— не выше плеча бьет кулак;
— рука и выпрямлена, но и не выпрямлена, и согнута, но и не согнута;
— легко и естественно приближайся отступай, выходи и возвращайся, так обеспечишь и надежную защиту, и силу в ударе;
— двигайся, словно плывущий в пустоте волшебный дракон;
— локти в позиции опущены без движения.
Тактика стиля акцентируется на обмане: «делая вид, что сосредоточился на защите, тем временем завлекай противника в ловушку, наноси удар внезапно, и победа будет твоей. Внешне будь как железо, а внутри как вата будь мягким. Сила коренится в ган («твердости») и цзянь («крепости»), но жоу («мягкость») всегда присутствует в «твердости».
Навязать противнику свою волю и диктовать свои условия – к этому должен стремиться боец. только контролируя руки соперника этого можно достичь технически. Есть цяо («мост») — разрушь его, и «строй» его если нет. Смотри противнику прямо в глаза. Таковы принципы Кулака дракона.
Теория шаолиньского ушу гласит, что призвание Кулака дракона состоит, в первую очередь, в «тренировке лянъшэнь («духа»)». В этом заложен главный секрет Лун-цюань. А так как, только контролируя поток жизненной энергии ци можно постичь «тренировку «духа», то в Кулаке дракона самое пристальное внимание уделяется практике «ведения ци» (юнъ ци), чэнь («погружению») ци в нижнее «киноварное поле» даныпянь.
Регулирование потока ци осуществляется правильным использованием тела и при помощи дыхания. Как и в остальных фуцзяньских стилях цюаньфа, ключевыми понятиями здесь являются тунъ — («поглощение», «проглатывание», то есть вдох) и ту — («испускание», «выплевывание», то есть выдох), фу («всплывание») и чэнь («погружение»).
Наставления мастеров Кулака дракона гласят: «Подобно золотой кошке хватающей мышь есть «проглатывание». Словно выходит из леса голодный тигр подобно «выплевывание». «Всплывание» похоже на то, как расправляет крылья огромная птица-феникс. «Погружение» походит на то, как опирается старец на костыль».